x x
menu

Развитие связной речи. Народные сказки. Самостоятельное составление сказок

Цель:           вспомнить, что такое сказка, какое ее строение, выяснить жанровые разновидности сказок, рассмотреть строение и язык этого жанра на примере сказки «Котигорошко», научить детей воссоздавать в воображении художественные картины произведения, практически применять усвоенные средства выразительности, провести конкурс на лучшее оформление составленного произведения и на лучшую самостоятельно созданную сказку, воспитывать желание помогать другим и стремиться к справедливости.

Оборудование: украинские народные сказки, кукольные игрушки, произведения-сказки, составленные учениками.

Тип урока:      урок усвоения и применение новых знаний и умений.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

Учитель.

Виднеются крыльями из тумана лебеди розовые, Сыплют ночи в лиманы звезды сургучи. Заглядывает в оконное стекло сказка седыми глазами, Материнская добрая ласка у нее за плечами.

Учитель. Наверное, никакие произведения не вызывают в нашей душе столько теплоты, как сказки. Они возвращают всех в беззаботное детство, преисполненное солнечным светом, улыбками родителей и самыми фантастическими мечтами.

II.        Сообщение темы, цели урока.

Учитель. Именно о сказке мы будем говорить сегодня.

III.        Изложение материала.

Учитель. Но давайте запишу, кто отсутствует, чтобы работать над темой. Где журнал? (Учитель находит записку).

 

Записка. Если вы хотите получить журнал, то расскажите мне все, что хочу знать о сказках.

Баба-яга.

Учитель. Что будем делать? Соглашаемся?

Ученики. Да..

Заходит Баба-Яга: «Ну, что? Соглашаетесь?!» Она читает первый вопрос:

1.   Что такое сказка?

Баба-яга хочет читать, но не видит: «Я забыла очки, читайте Вы!». Следующие вопросы читает учительница:

2.   На какие разновидности делятся сказки?

а)       Какие о животных?

б)      Какие волшебные?

в)      Социально-бытовые?

3.  Какое строение сказок?

4.  Как нужно читать сказки?

5.  Проанализируйте мне сказку «Котигорошко»:

 

1) Как начинается сказка? Это традиционное начало?

2) Что сказал змей, когда прилетел домой и встретил братьев?

3) Почему Котигорошка так назвали? (Зачитать).

4) Какое выражение часто встречается в сказках, что говорит о быстром росте героя?

5) Что свидетельствует о сверхъестественной силе маленького героя (Котигорошко)?

6) Сколько суток летала булава? Что вы можете сказать об этом числе? Какие вы еще знаете магические числа?

7) Какие выражения, характерные для сказок, находим, когда описывается приход Котигорошко к змею, их встрече?

8) Где и как состоялся бой героя-богатыря и змея?

9) Как поблагодарили братья Котигорошка за спасение? Правильно ли они поступили?

 

10) Что вы можете сказать об именах людей, которых встретил Котигорошко (Вернигора, Вернидуб, Крутиус)?

11) Есть ли это свидетельством их сверхъестественной силы и удивительных качеств?

12) Что чаще всего используется в сказках, чтобы передать разговор двух человек? Зачитайте разговор Котигорошко и Вернигоры. Это диалог?

 

13) Трижды приходил старичок к друзьям Котигорошко. 3 - это магическое число? Почему?

14) Тактично ли повел себя Котигорошко с дедушкой?

15) Что вы можете сказать о поведении дедушки? Это злотворец?

16) Живет ли дед в таких условиях, как большинство злотворцев, которые изображаются в сказках?

17) Кого встретил герой-богатырь в покоях? Часто ли в сказках лиходеи держат у себя красивых девушек?

18) Снова, когда бьются дед с Котигорошко, встречаем выражение: «Биться или мириться» Встречается ли это выражение в других сказках?

19) Как повели себя друзья героя-богатыря после того, как он победил деда? Хорошо ли они поступили?

20) Кто помог спастись Котигорошко из затруднительного положения? Котигорошко снова делает добро, хотя его раньше предали друзья. Почему?

21) Разговаривают ли звери в других сказках?

22) Что еще необыкновенное описывается, когда гриф долетел с Котигорошко в этот мир?

23) Спасшись, богатырь-герой идет во дворец, где братья не могут помириться, кто вступит в брак с королевной, и говорит: «Вы меня предали, - должен вас подвергнуть наказанию. Да и подверг наказанию». Всегда ли в сказках торжествует справедливость, добро побеждает зло, а главный герой вступает в брак с красивой девушкой?

24) Какая тема этого произведения?

25) Какая основная мысль произведения? Баба-яга. 360 лет живу я на свете, все сказки уже прочитала. А еще хотелось бы какую-то новенькую услышать!»

Кукольный спектакль сказки, составленной учениками.

Жил себе дед и баба. Было у них две дочери: Марийка и Аленка. Первая любила трудиться с утра до вечера, а вторая - в зеркало смотреть. Однажды приказали им дед с бабой:

Дед. Пойдите в лес, насобирайте грибов!

Баба. Насобираете грибов, сделаем пирогов!

Пошли они. Идут, вдруг видят: пташечка летает над землей.

Марийка. Что произошло?

Пташечка. Мой птенчик выпал из гнездышка, а лисица вблизи бегает, может съесть его!

 

Марийка (Алене). Поможем?

Аленк а. И это еще на дерево лезть. Нет, не хочу!

Помогла Марийка птичке.

Птичка. Благодарю, я тебе еще пригожусь...

Пошли дальше. Встречают ежика, который никуда не может пойти, так как ножка застряла в ловушке.

Марийка. Что произошло, ежик?

Еж. Ножка моя в ловушку попала. Не могу освободиться.

Марийка (Аленке). Поможем?

Аленк а. И это еще нагибаться. Нет! Не хочу!

Помогла Марийка ежику.

Еж. Благодарю, я тебе еще пригожусь...

Долго шли они или нет, а увидели зайчика, который убегает от лисички.

Зайчик. Помогите! Бежит за мной лисица!

Марийка (Аленке). Поможем?

Аленка. Это что-то придумывать нужно. Нет! Не хочу! Спрятала Марийка зайчика в корзинку. Прибегает лисичка.

Лисичка. Здесь зайчик не пробегал?

Марийка. Нет!

Зайчик. Благодарю, я тебе еще пригожусь… Да и побежал.

Идут себе дальше сестрички. Увидели лужайку, где много грибов. Начали собирать.

Марийка быстро собирает, а Аленка рассматривает. Вдруг появляется медведь.

Медведь. Кто здесь мои грибы собирает? Сейчас я вас съем.

Испугались девочки, но здесь неизвестно откуда прилетела пташечка, которой помогла Марийка, начала его клевать. А сестрички тем временем начали удирать.

А здесь прибегает сердитая собака, которую выгнал из дома хозяин, хотела перекусать их.

Собака. Сейчас я вас перекусаю.

Но снова неизвестно откуда появился зайчик, которого спасла Марийка, собака бросилась за ним.

Сестрички, спасаясь от медведя и собаки, заблудились. Но помог девочкам найти дорогу домой знакомый ежик.

Марійка. Благодарю тебя, ежик.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать