x x
menu

Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века

Огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов оказала русская культура. Уже во второй половине 20-х годов в Испании появляются первые переводы русских писателей, а также путевые записки, дневники некоторых деятелей испанской культуры, побывавших в России и сообщавших сведения о нашей литературе. На рубеже 30-х годов начинают широко переводиться на испанский язык книги А. Фадеева, А. Серафимовича, К. Федина, Л. Леонова, Вс. Иванова, И. Эренбурга, В. Маяковского и других. Позднее прогрессивные литераторы Испании отмечали роль опыта русской литературы для формирования их творчества.

Одна из характерных особенностей литературного процесса Испании этих лет — активное вторжение публицистики в художественную литературу и расцвет художественно-публицистических жанров. Одним из первых образцов такой литературы стала книга Луиса Сирваля "Следы учредилки" (Las Huellas de las Constituyentes, 1933), острый и язвительный памфлет против лицемерия и фальши буржуазной "демократии". Крупнейший вклад в прогрессивную публицистику сделал Мануэль Домингес Бенавидес (Manuel Dominguez Benavides, 1895—1947), прославившийся романом-репортажем "Последний пират Средиземного моря" (El ultimo pirata del Mediterraneo, 1934), в котором нарисован колоритный образ преступника, ставшего мультимиллионером, и показаны тесные связи государственного аппарата с преступным миром и монополиями. Позднее Бенавидес создал большое число романов-репортажей об астурий-ском восстании, о национально-революционной войне испанского народа.

Еще более существенно усиление публицистических элементов в художественной прозе 30-х годов. Так, например, подчеркнутая актуальность повествования в соединении с активной авторской оценкой действительности характерна для романов Арконады. Автор нескольких книг о театре и музыке, стихов "ультраистского" толка, Арконада впервые обращается к социальной проблематике в упоминавшемся выше романе "Турбина". Сам писатель позднее подчеркивал огромное значение, которое имело для всего его последующего творчества знакомство с книгами русских авторов: "Они заставили меня спуститься с заоблачных высот и уж во всяком случае понять, что настоящую жизнь там построить невозможно. Стиль Федина оказал на меня особенно сильное влияние. В нем обнаружил я то сочетание реализма с лирической стихией, которое больше всего отвечало моему темпераменту и вкусам..."

С 1931 г. Арконада — член Коммунистической партии Испании. В 1933 г. он выпустил роман "Бедняки против богачей" (Los pobres contra los ricos). Книга имеет подзаголовок "Роман испанской революции". И действительно, рост классового самосознания испанского крестьянства накануне и непосредственно после свержения монархии стоит в центре внимания автора. Образам людей из народа, воплощающих все подлинно человеческое, чистое и благородное, противостоят "хозяева земли" — помещики и деревенская верхушка, их слуги — жандармы, в которых писатель подчеркивает главным образом животное начало. При этом, однако, Арконада нередко злоупотребляет натуралистическими подробностями в описании "господ жизни", его искусству присущи еще прямолинейность, "плакатность".

Более органично трезвый реализм в изображении действительности совмещается с взволнованным лиризмом в романе "Раздел земли" (Reparto de tierras, 1934). Наряду с рассказом о борьбе крестьян за землю, борьбе, которая носит все более организованный характер, в этом романе привлекает внимание образ сельского учителя Педро Аль-фаро. Он не только учит, но и сам учится у народа, превращаясь из мечтателя в активного и сознательного борца.

Теме крестьянства Арконада остается верен и позднее — в своих произведениях, созданных в годы национально-революционной войны в Испании и эмиграции в РОССИИ.

30-е годы знаменовали собой крутой перелом также в творчестве многих испанских поэтов, хотя и здесь, конечно, не было единодушия в оценке задач, стоящих перед мастерами слова. Так, Херардо Диего в предисловии к изданной им в 1932 г. антологии современной поэзии провозглашал задачу борьбы за "чистоту поэтического идеала, не имеющего ничего общего с мутными и отдающими всякой примесью идеалами ходовой поэзии". Однако к этому времени большинство поэтов, представленных в антологии X. Диего, уже отказалось от "чистой поэзии", встало на путь создания социального, гражданского искусства.

Передовые писатели предпринимают попытку создать также и театр непосредственно агитационного звучания. Так, в 1933 — 1934 гг. короткие сатир! гческие фарсы и пьески пишут Р. Альберти, С. Муньос Арконада и др. Представленные самодеятельными труппами, они пользовались успехом у народного зрителя.

Еще более значительную роль в борьбе за реформу испанского театра сыграли передвижные студенческие театры, труппа, во главе которой стоял драматург Алехандро Касона,- и "Ла Баррака" (1932—1936), которой руководил Федерико Гарсиа Лорка. "Труппа, которую собрал Федерико,— вспоминал позднее Пабло Неруда,— колесила по всей Испании, воскрешая древний, забытый, но великий театр Лопе де Руэды, Лопе де Веги, Сервантеса..." Точно так же и театральная труппа Касоны ставит инсценированный ее руководителем эпизод губернаторства Санчо из "Дон Кихота" и одну из новелл Хуана Мануэля.

Деятельность Лорки и Касоны в передвижных театрах способствовала формированию новых черт и в их собственной драматургии. Так, Алехандро Касона (псевдоним А. Род-ригеса Альвареса) (Alejandro Casona, A. Rodriguez Alvares, 1903 — 1964) создает пьесу "Наша Наташа" (Nuestra Natacha), в 1936 г. с успехом представленную на сцене. В этой пьесе Касона, рассказав о судьбе молодой учительницы, поставил важную проблему места интеллигенции в современной испанской действительности. Позднее, уже в годы эмиграции, Кясона создает пьесы, полные гуманистического пафоса,— "Деревья умирают стоя" (Los arboles mueren de pie, 1950), "Семь криков в океане" (Siete gritos en el mar, 1952) и другие — переведенные на многие языки.

Еще более значительное место в истории испанской драматургии 30-х годов заняли произведения Ф. Гарсиа Лорки.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать