Развитие литературы: Тематика школьных сочинений

Наша действительность требует вдумчивого подхода к выбору тематики школьных сочинений. Учитель должен принимать во внимание не только просветительно-воспитательную ценность темы, а и заинтересованность ею учеников, учитывая при этом вековые особенности детей. Далекая от интересов учеников тема не вызовет в них нужных эмоций и не принудит творческую мысль ребенка активно работать. А в результате этого она не даст нужного стимула для выявления индивидуальных особенностей языка школьника и его творческого потенциала. Тематика школьных сочинений разнообразная, ее можно свести к таким основным группам:

Первая группа тем - героика прошлого и нашей эпохи. Ученики захватываются темами о героях, о героических буднях нашей Родины, захватываются выявлением патриотизма и героизма. Пограничники, герои гражданской и Отечественной войн, героические поступки и подвиги лучших сынов и дочерей нашего народа в разные периоды истории Родины, герои строительства, герои-летчики и герои-космонавты - все эти образы захватывают детей.

Вторая группа тем - жизнь детей, детского коллектива в разные поры года. Летнее и зимнее развлечения, дружба между учениками, работа на пришкольном участке, в саду, революционные праздники - все эти темы близкие и интересные ученикам младшего возраста.

Третья группа тем - природа нашей Родины, ее богатства. Это всегда интересные темы. Лето, осень, зима, весна с их разнообразными сезонными явлениями природы служат для развития наблюдательности детей. Они в то же время являются источником сильных и ярких детских переживаний. Сюда следует отнести и создание  природных  тем, которые периодически даются в классах.

Четвертая группа тем - жизнь животных и отношение человека к ним. Этот материал широко использован в книгах для чтения, в разных сборниках. Особенно широкое использование этой темы в начальных классах классах. Разные наблюдения над свойскими и дикими животными и любовное отношение детей к многим из них и дают возможность с надлежащим интересом использовать ряд тем для ученических произведений.

Пятая группа тем - темы из жизни рабочих, крестьян, детей, великих людей нашей страны в прошлом. В большинстве случаев написание таких произведений происходит на основе картин, например: «Возле двери школы» М. II. Богданова-Бельского, «Бурлака» И. Ю. Репина, «Свидание» В. Е. Маковского, «Тройка» В. Г. Перова и много других. Написание таких сочинений требует детального рассмотрения картин, старательной и всесторонней подготовительной работы, так как у детей на темы из жизни прошлого нет никаких живых впечатлений. Кроме того, источником таких произведений могут быть рассказы взрослых, учителей и художественные рассказы.

Шестая группа тем - темы из жизни рабочих, крестьян, интеллигенции, детей в других странах. Для написания таких сочинений  чаще всего используются картины и литературные произведения, после чего дети пишут сочинения по аналогии.

Седьмая группа тем - написание писем к разным адресатам, статей к газетам, сообщений к школьным стенгазетам. Эти виды делового письма за последнее время периодически применяются в системе творческих работ. Они дают возможность учителю использовать для описания важнейшие события из жизнь детского коллектива, школы в целом или какие-то важные события, которые состоялись на заводе, в учреждении, где работают родители детей, и т.п. Выполнение таких задач оказывают содействие развитию творческой инициативы детей. И это целиком закономерно, так как за своим направлением эти виды задач близкие к сочинениям на свободную тему. Последние нашли широкое применение в старших классах школы.

Источники для ученических сочинений разнообразные: отдельные картины или серии картин; личные наблюдения и опыт детей (кино, театр, диафильмы, письма и сообщения в газеты); разные описания (одного или нескольких предметов, явлений природы и событий общественной жизни, трудовых процессов в школе, на пришкольном участке, в саду, на производстве и т.п.).

Непочатым источником для ученических сочинений в литературе является следущий  материал: художественные рассказы, статьи научно популярного характера. На их основе иногда школьники пишут сочинения по аналогии. В указанных сочинениях ученики коллективно или самостоятельно раскрывают по определенному плану рекомендованную им тему. Произведения этого цикла имеют ряд вариантов: произведение за фабулой, за опорными словами, произведение за началом, концом или серединой.



Портретная характеристика персонажей