x x
menu

Разработка урока. Погода родного края

Цель: продолжать формировать понятие твой родной край; сформировать понятие о погоде в родном крае; ознакомить учеников с процессом образования ветра; обогатить представление детей об осадках; сделать ударение на значении прогноза погоды для человека; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: географические карты (карта полушарий, физическая карта Украины и карта естественных зон Украины); компас для измерения температуры воздуха на улице; флюгер (его модель или рисунок); таблица с условными пометками погоды; классный календарь наблюдений за погодой; рисунки и фотографии пор года в родном крае. Ход урока I.

Итог фенологических наблюдений II. Проверка домашней задачи 1.

Фронтальное опрашивание. —Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

—Как вы понимаете выражение свой родной край? —В какой естественной зоне он находится? —В какой части Украины он расположен? —Нравится ли вам родной край? Чем?

—Почему родной край называют малой родиной? Фронтальная проверка домашней задачи в тетрадях (С.

53). Индивидуальное опрашивание. Задача 1. Покажите на физической карте естественных зон свой родной край, определите его областной центр. С какими областями граничит ваш родной край? Какая это естественная зона? Задача 2. Покажите на физической карте Украины свой родной край, определите формы земной поверхности и водоемы на территории родного края. Объясните, как вы это сделали? Задача 3. Расскажите о местности, где вы живете, по плану в учебнике (С. 145). Задача 4. Подойдите к окну и с помощью компаса определите, с каких сторон горизонта находятся от школы парк (сквер, лес, шоссе, пруд, другие объекты). Задача 5 (для двух учеников). Расскажите и покажите на своих рисунках, как можно ориентироваться на местности без компаса. (Рассказ по желанию). Задача 6. Расскажите об особенностях пор года на территории родного края. III. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учеников —Давайте посмотрим на классный календарь природы и вспомним, что вы в нем отмечаете каждый день, какими условными обозначениями пользуетесь. —С помощью какого прибора измеряете температуру воздуха? —Как определяете направление и силу ветра? —Как именно вы обозначаете особенности погоды в календаре природы? —Как называются изменения, которые происходят в воздухе над определенной местностью? —Почему людям важно знать о погодных условиях в разные поры года и не только в своей местности? IV. Сообщение темы и задач урока V. Первичное восприятие и осознание нового материала Рассказ учителя с использованием наглядности. — Все мы, отправляясь в школу, на работу, интересуемся, какой будет погода. Выглянем в окно, есть осадки или нет, смотрим на термометр — холодно или тепло, стараемся предвидеть, каким будет день. Итак, погода может изменяться за короткий промежуток времени. И проще включить радио и прослушать прогноз погоды. Для нас она может быть хорошей или плохой, но для специалиста понятие погода включает в себя: температуру воздуха, скорость, силу и направление ветра, облачность и осадки. Все эти показатели могут изменяться во времени и в пространстве. Это означает, если в одной местности сухо, тепло и солнечно, то за несколько десятков километров от нее может быть холодно и влажно. А через несколько часов все снова может изменится. Все эти изменения происходят в наиболее низком пласте атмосферы. VI. Работа с учебником (С. 145-146) Прочитайте текст «Погода в родном крае» (С 145) и объясните, что такое погода. Рассмотрите рисунки на С. 146, а во втором абзаце текста найдите ответы на вопрос. —Что такое ветер? —Почему он возникает? —Какой силы бывает ветер? VII. Продолжение рассказа учителя — В природе воздух всегда движется. Солнце нагревает Землю, но не везде одинаково. Там, где она нагревается больше, воздух становится теплее и поднимается вверх. На его место поступает холодный. Это движение воздуха над земной поверхностью и является ветром. Иногда ветер едва заметен, а иногда он дует с огромной силой. Очень сильный ветер называют ураганом. Он срывает кровлю с домов, ломает деревья, служит причиной значительных разрушений. Ветер дует в разные стороны. Его направление определяют с помощью флюгера. Северный ветер, как правило, несет похолодание. Когда он сменяется на южный, то погода становится теплее. Силу ветра измеряют с помощью ветромера. Человек использует силу ветра в тех местах, где не хватает электроэнергии. На вершине горы Ай-Петри (Крымские горы) над г. Ялта дуют сильные ветра - До 40 м/с. Там строится ветряная мельница для обеспечения электроэнергией Крымского полуострова. На Земле много воды. Вся вода, которая испаряется, превращается в невидимый пар, который всегда содержится в воздухе. Когда она охлаждается, то из пара образовываются очень мелкие капельки воды. Из таких капель образовывается туман. Тучи — это тот же самый туман, но он находится в воздухе высоко над земной поверхностью. Мелкие капельки в тучах, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются. Туча становится темнее. Тяжелые капли воды не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя. Дождь бывает в теплую пору года. Зимой из паров образовываются снежинки. Летом иногда выпадает град. Он наносит значительный ущерб сельскому хозяйству: уничтожает поля пшеницы, ржи и других растений, калечит урожаи садов. Град, дождь, снег, роса, иней — это осадки. Итак, атмосферные осадки, - это вода, которая выпадает на поверхность Земли. Рассказ-Беседа о прогнозе погоды. — Погода в жизни людей и их деятельности имеет особое значение. Посудите и приведите приме

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать