Разработка урока: Маршак. «Двенадцать месяцев»

5.         «Перепутанные лепестки». Работа в группах.

На основе этой инсценировки мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей. У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют ваш персонаж. Составьте цветок своего героя и поместите его на доске.

1-я группа.

Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, обреченная на гибель, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа.

баба - жадная, безжалостная, равнодушная, злая, корыстная, лживая.

3-я группа.

дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, непослушная, завистливая.

6.         Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

•   Вспомните, что такое антитеза?

И наша следующая задача тоже называется «Антитеза». Наши цветочные лепестки разместим по принципу антитезы, распределим на положительные и отрицательные черты.

•          Что же олицетворяют эти герои?

•          Какую мысль помогает воплотить такой прием, как антитеза, в сказке?

7.         Защита рисунка.

•          Обратимся к вашим иллюстрациям. Объясните, пожалуйста, рисунок вашей группы.

8.         Презентация медиа-проекта «Странствующий сюжет» (дополнение 2).

9.         Вывод - «Корзина мудрости» (дополнение 3).

(Дети выбирают «подснежники» с записанными на них пословицами, которые выражают поучение из проанализированной ситуации, объясняют свой выбор, складывают «подснежники» в корзину).

10.       Просмотр отрывка м/ф, анализ (девушка возле костра).

•          Как падчерица разговаривает с месяцами?

•          О чем свидетельствует ее язык?

•          Почему месяцы решили помочь девочке?

•          Как именно они помогли девочке? Защита рисунка.

11.       «Корзина мудрости» (дополнение 1).

В нашей корзине есть уже много подснежников, но еще не все сокровища мудрости мы собрали. Отправляемся дальше.

12.       Презентация творческого проекта группой «Надежда».

Группа получала опережающую задачу - создать творческий проект «Королева и падчерица в зимнем лесу».

Лес зимний.

Королева. Значит, ты получишь сегодня же корзину золота. Целая корзина, понимаешь? А если захочешь, я дам тебе еще двенадцать платьев - шелковых и бархатных. И еще атласные туфельки на серебряных каблучках, с бриллиантовыми пряжками, и по обручальному кольцу на каждую руку, и по кольцу на каждый палец. Хочешь?

 Падчерица. Спасибо за вашу доброту. Рада, что вам понравились мои цветочки, вот только вот что я вам скажу: не дарите мне ни платьев, ни обручальных колец, ни колец на каждый палец. Ничего этого мне не надо. Надо мне всего только одно кольцо.

Королева. Кольцо я тебе отдам, но сначала скажи мне, где ты нашла подснежники?

Падчерица (отступая). Не спрашивайте меня об этом. Я не отвечу. Обещала я никому тропы туда не показывать и не покажу.

Королева. Снимите с нее шубу и платок! (Снимают) Ну, что, холодно тебе?

Падчерица. Еще нет, ваше величество!

Королева. Говори, где подснежники. Скажешь? Нет? Ну, гляди — вот твое кольцо! Не будешь иметь ты его. Сейчас я брошу его в воду, в прорубь. Жаль? Мне и самой жаль, но ничего не поделаешь. Говори быстрее. Раз…два…три! (Замахивается и бросает).

Падчерица (заслонив руками лицо). Колечко мое! (Плачет, рванувшись вперед — к проруби).

  • Ты котись, кольцо,   В теремок осенний,
  • На весенний лужок, Среди зимнего двора —
  • В летние сени,          К новогоднему костру!

13.       Защита рисунка

14.       Составление диаграммы Вена.

В этой сцене мы увидели двух девочек, которые похожи и в то же время такие разные. Выясним это, заполняя диаграмму Вена.

15.       «Корзина мудрости» (дополнение 1).

16.       Презентация творческого проекта - монолог героя - группой «Сказка».

Группа получала опережающую задачу - создать творческий проект «Королева изменилась» и «Волшебное преобразование падчерицы».

Давайте послушаем главных героев пьесы-сказки, их откровенный разговор о своих чувствах, мыслях и изменениях, которые произошли с ними.

Королева. Какой жаркий костер! Может, мы здесь согреемся! Она? Неужели она? Да, девушка, что подснежники нашла! Только какая же она красивая стала! И платье к лицу, и шубка, да и туфельки по ноге. И все дорогое и красивое.

Холодно. До дворца далеко, замерзнем... Надо ее просить, чтобы подвезла.

И я же с нее шубку сняла, утопить ее хотела, колечко ее в прорубь бросила... Да и не умею я просить, меня этому не учили.

Послушай-ка, голубушка, подвези нас, пожалуйста, я тебя за это по-королевскому награжу! Снова не так. Кто же мне поможет, даже не знаю, как просто попросить. Попробую еще раз. Подвези нас, пожалуйста! Мы очень замерзли.

Падчерица. Какой голосок жалостный стал у королевы! Видно, замерзла совсем. И шубки у нее нет, и будто не такая злая и жестокая стала. Она же такая несчастная, как и я, ведь и у нее нет родителей, некому научить ее настоящим человеческим качествам. Вот даже просто попросить подвезти не может. Обязательно надо показывать, что она королева, богатая. Будто без вознаграждения люди не могут помочь друг другу в затруднительном положении. И я и шубы свои дам им - пусть греются, мне же не жалко. Лишь бы всем хорошо было.

•          Какие уроки получили герои?

•          Изменилась ли королева? Как именно?

17. «Корзина мудрости».

•          Что положим в корзину мудрости?

V.        Итог урока.

1.         Написание приветственной открытки героям.

Мы с вами за урок насобирали целую корзину сокровищ мудрости. Она дороже, чем та корзина золота, которую пообещала королева. Это свидетельствует о том, что мы сделали правильные выводы, научились главному - добру.

•          Какую именно мудрость вы после урока принесете домой?

Поделитесь этими сокровищами с героями сказки, напишите им приветственные открытки, ведь скоро времени Новый год.

2.         Презентация выполненной работы.

VI.       Оценивание.

VII.      Домашняя задача.

Напишите продолжение сюжета сказки «Как сложится дальнейшая жизнь героев произведения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент