x x
menu

Разработка урока: Маршак. «Двенадцать месяцев»

Цель:   раскрыть противопоставление образов падчерицы, мачехи и ее родной дочери как воплощение конфликта добра и зла; сравнить образы падчерицы и королевы; развивать навыки характеристики персонажа с использованием цитатного материала, умение сравнивать образы героев; навыки выразительного чтения, инсценировки, ролевой игры, анализа ситуации, развивать критическое мышление, устная речь; воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака, медиа-слайды, рисунки учеников к произведению, раздаточный материал, корзина, подснежники с пословицами.

  • …Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе...
  • Г. Алигер.

Ход урока.

І. Организация класса.

1.         Рефлексия в начале урока.

Добрый день, садитесь. Попробуйте отгадать мою загадку:

  • Из лозы сплетается,
  • Все в него складывается:
  • И грибочки, и орешки,
  • Всякие ягоды и шишки.
  • (Корзина).

2.         Ассоциации.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на корзину? Запишите их. (Пасха, Рождество, грибы, подснежники, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака).

Сегодня на уроке мы отправимся на поиски мудрости, соберем ее в эту корзину. А сейчас проверим ваши знания о драматическом произведении С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и события, которые в нем происходят.

ІІ. Проверка домашней задачи.

1. «Паутина». Индивидуальная задача возле доски.

И первое, что мы повторим, - признаки сказки. Соедините понятия левого и правого столбика.

  • Сказка                                    Баба и дочь стали собаками
  • Странствующий сюжет       Быстрое изменение времен года
  • Волшебные помощники      Перстень
  • Волшебный предмет            Повествовательное произведение о выдуманных, фантастических событиях, которые воспринимаются и переживаются как реальные
  • Волшебное преобразование           Двенадцать месяцев
  • Волшебные события            Которые случаются в литературах разных народов.

2. Разгадывание кроссворда.

Индивидуальная задача возле доски (дополнение 1). По горизонтали: 1. Законченная часть драматического произведения или театрального спектакля. 2. Последние слова актера, после которых начинает говорить другой актер. 3. Авторские объяснения. 4. Речь одного персонажа. 5. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. 6. Отдельные части, из которых составляются действия. 7. Как называются перерывы между действиями? По вертикали: 1. Произведения, предназначенные не только для чтения, а и для постановки на сцене.

3. «Затронутая последовательность». Работа в группах.

Разместите пункты плана в правильной последовательности. Дети становятся возле доски, держа в руках карточки с пунктами плана, размещенными в нужной последовательности.

1-я группа.

2          Королева — тоже сиротка.

3          «Я вам сейчас елочку одну покажу».

1          Встреча падчерицы с солдатом.

6          Приказ королевы о новом законе природы.

5          Знание таблицы умножения.

4          Урок правописания королевы.

2-я группа.

3          Падчерица отогрелась возле костра братьев-месяцев.

5          Кольцо от Апреля на память.

4          Решение месяцев помочь сироте.

1          Боязливо умирать.

7          Похищение кольца.

6          Возвращение домой с подснежниками.

2          Белка не дала заснуть.

3-я группа.

3          Королевский двор в лесу.

1          Новый год упразднен.

2          Приказ королевы выполнен — подснежники во дворце.

4          Отказ падчерицы показать дорогу к подснежникам.

6          Преобразование бабы и дочери в собак.

7          Подарок падчерицы от месяцев.

5          Волшебные изменения в природе.

ІІІ. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока, мотивация учебной деятельности.

І. Восприятие и усвоение нового материала.

1. «Мозговой штурм».

Составление схемы «Особенности раскрытия характера героя в драматическом произведении» в виде пролеска:

•          внешность;

•          поступки;

•          язык;

•          реплики персонажей.

Именно подснежник - нежный и хрупкий цветок - стал причиной испытаний главной героини.

2.         Игра «Угадай героя по его словам».

•          «Амуниция у тебя второго срока». (Солдат).

•          «Работница — золотые руки». (Соседи).

•          «Она же хитрая, подольститься умеет». (Баба).

•          «И платочек на ней тот же самый дырявый, и туфельки плохенькие, те, что днем на ней были». (Январь).

•          «Еще и солнце не встанет, а она уже возле грядки — поле, подвязывает, гусениц обирает. В лес придет — ветви глупо не сломит». (Июль).

•          «Да, хорошая девушка. Лучшей хозяйки нигде не найдешь». (Сентябрь).

•          «Я бы с ней целый век не расставался». (Апрель).

3.         Эвристическая беседа.

•          О ком говорится в этих цитатах?

•          Что мы узнали о падчерице со слов других персонажей сказки? (О ее внешности - она красивая, но плохо одетая. О ее качествах - трудолюбивая, любит природу, бережет ее).

•          Со всем ли вы соглашаетесь? Почему?

4.         Презентация творческого проекта группой «Подснежник».

Группа получала опережающую задачу: создать творческий проект «Как баба и дочь отправляли падчерицу в лес». Дочь перебирает корзины.

Дочь. Наверное, посмеяться над нами захотела королева. Подснежников не найти в лесу. Нет, пойду - да и все. Разве же посчастливится когда-то во дворец попасть, к самой королеве на праздник? И еще целую корзину золота дадут.

Баба. Замерзнешь в лесу!

Дочь. Ну, так вы сами в лес идите, наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

Баба. Или тебе, доченька, родной матери не жаль?

Дочь. И хотя и жаль вас, да и золота жаль, а еще больше себя жаль!

Баба. Хорошая дочь, что и говорить! В такое ненастье хозяин собаки на улицу не выгонит, а она мать гонит.

Заходит падчерица с улицы, встряхивает снег.

Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видно. Будто по тучам идешь. Едва домой добралась.

Дочь. Надо тебе еще в лес сбегать.

Падчерица. В лес? Чего?

Дочь. За подснежниками!

Падчерица. (Смеясь) Разве что за подснежниками! В такую метель! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась: ныне и погибнуть нетрудно - снег так и валит, так и кружит.

Дочь. Я и не шучу.

Падчерица. Неужели же вам меня совсем не жаль? Погибну я в лесу.

Дочь. А что же, мне вместо тебя в лес идти?

Баба. А ты платок на голову, корзину в руки и иди! И гляди мне: если узнаю, что ты где-то у соседей просидела, в дом не пущу - замерзай на дворе!

(Падчерица закутывается платком, берет корзину и выходит).

А замерзнет... Это, значит, такая уже ее судьба. Кто за ней плакать станет?

5.         «Перепутанные лепестки». Работа в группах.

На основе этой инсценировки мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей. У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют ваш персонаж. Составьте цветок своего героя и поместите его на доске.

1-я группа.

Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, обреченная на гибель, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа.

баба - жадная, безжалостная, равнодушная, злая, корыстная, лживая.

3-я группа.

дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, непослушная, завистливая.

6.         Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

•   Вспомните, что такое антитеза?

И наша следующая задача тоже называется «Антитеза». Наши цветочные лепестки разместим по принципу антитезы, распределим на положительные и отрицательные черты.

•          Что же олицетворяют эти герои?

•          Какую мысль помогает воплотить такой прием, как антитеза, в сказке?

7.         Защита рисунка.

•          Обратимся к вашим иллюстрациям. Объясните, пожалуйста, рисунок вашей группы.

8.         Презентация медиа-проекта «Странствующий сюжет» (дополнение 2).

9.         Вывод - «Корзина мудрости» (дополнение 3).

(Дети выбирают «подснежники» с записанными на них пословицами, которые выражают поучение из проанализированной ситуации, объясняют свой выбор, складывают «подснежники» в корзину).

10.       Просмотр отрывка м/ф, анализ (девушка возле костра).

•          Как падчерица разговаривает с месяцами?

•          О чем свидетельствует ее язык?

•          Почему месяцы решили помочь девочке?

•          Как именно они помогли девочке? Защита рисунка.

11.       «Корзина мудрости» (дополнение 1).

В нашей корзине есть уже много подснежников, но еще не все сокровища мудрости мы собрали. Отправляемся дальше.

12.       Презентация творческого проекта группой «Надежда».

Группа получала опережающую задачу - создать творческий проект «Королева и падчерица в зимнем лесу».

Лес зимний.

Королева. Значит, ты получишь сегодня же корзину золота. Целая корзина, понимаешь? А если захочешь, я дам тебе еще двенадцать платьев - шелковых и бархатных. И еще атласные туфельки на серебряных каблучках, с бриллиантовыми пряжками, и по обручальному кольцу на каждую руку, и по кольцу на каждый палец. Хочешь?

 Падчерица. Спасибо за вашу доброту. Рада, что вам понравились мои цветочки, вот только вот что я вам скажу: не дарите мне ни платьев, ни обручальных колец, ни колец на каждый палец. Ничего этого мне не надо. Надо мне всего только одно кольцо.

Королева. Кольцо я тебе отдам, но сначала скажи мне, где ты нашла подснежники?

Падчерица (отступая). Не спрашивайте меня об этом. Я не отвечу. Обещала я никому тропы туда не показывать и не покажу.

Королева. Снимите с нее шубу и платок! (Снимают) Ну, что, холодно тебе?

Падчерица. Еще нет, ваше величество!

Королева. Говори, где подснежники. Скажешь? Нет? Ну, гляди — вот твое кольцо! Не будешь иметь ты его. Сейчас я брошу его в воду, в прорубь. Жаль? Мне и самой жаль, но ничего не поделаешь. Говори быстрее. Раз…два…три! (Замахивается и бросает).

Падчерица (заслонив руками лицо). Колечко мое! (Плачет, рванувшись вперед — к проруби).

  • Ты котись, кольцо,   В теремок осенний,
  • На весенний лужок, Среди зимнего двора —
  • В летние сени,          К новогоднему костру!

13.       Защита рисунка

14.       Составление диаграммы Вена.

В этой сцене мы увидели двух девочек, которые похожи и в то же время такие разные. Выясним это, заполняя диаграмму Вена.

15.       «Корзина мудрости» (дополнение 1).

16.       Презентация творческого проекта - монолог героя - группой «Сказка».

Группа получала опережающую задачу - создать творческий проект «Королева изменилась» и «Волшебное преобразование падчерицы».

Давайте послушаем главных героев пьесы-сказки, их откровенный разговор о своих чувствах, мыслях и изменениях, которые произошли с ними.

Королева. Какой жаркий костер! Может, мы здесь согреемся! Она? Неужели она? Да, девушка, что подснежники нашла! Только какая же она красивая стала! И платье к лицу, и шубка, да и туфельки по ноге. И все дорогое и красивое.

Холодно. До дворца далеко, замерзнем... Надо ее просить, чтобы подвезла.

И я же с нее шубку сняла, утопить ее хотела, колечко ее в прорубь бросила... Да и не умею я просить, меня этому не учили.

Послушай-ка, голубушка, подвези нас, пожалуйста, я тебя за это по-королевскому награжу! Снова не так. Кто же мне поможет, даже не знаю, как просто попросить. Попробую еще раз. Подвези нас, пожалуйста! Мы очень замерзли.

Падчерица. Какой голосок жалостный стал у королевы! Видно, замерзла совсем. И шубки у нее нет, и будто не такая злая и жестокая стала. Она же такая несчастная, как и я, ведь и у нее нет родителей, некому научить ее настоящим человеческим качествам. Вот даже просто попросить подвезти не может. Обязательно надо показывать, что она королева, богатая. Будто без вознаграждения люди не могут помочь друг другу в затруднительном положении. И я и шубы свои дам им - пусть греются, мне же не жалко. Лишь бы всем хорошо было.

•          Какие уроки получили герои?

•          Изменилась ли королева? Как именно?

17. «Корзина мудрости».

•          Что положим в корзину мудрости?

V.        Итог урока.

1.         Написание приветственной открытки героям.

Мы с вами за урок насобирали целую корзину сокровищ мудрости. Она дороже, чем та корзина золота, которую пообещала королева. Это свидетельствует о том, что мы сделали правильные выводы, научились главному - добру.

•          Какую именно мудрость вы после урока принесете домой?

Поделитесь этими сокровищами с героями сказки, напишите им приветственные открытки, ведь скоро времени Новый год.

2.         Презентация выполненной работы.

VI.       Оценивание.

VII.      Домашняя задача.

Напишите продолжение сюжета сказки «Как сложится дальнейшая жизнь героев произведения».

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать