x x
menu

Раскройте романтические и реалистические тенденции в литературе первой трети XIX ст.

ХІХ столетие, еще на самому его начале, русской поэт Е. Баратынский пророчески назвал «железным», а тем, кому довелось тогда жить, предрекал «промышленные хлопоты». В историю человечества ХІХ столетие вошло как время бушующих изменений и в духовной, и в материальной культуре. Но «промышленные хлопоты», технические перевороты в областях производства не уменьшили потребность человека в духовной культуре. Наоборот, именно в ХІХ столетии в искусстве культуре начался процесс, который мы называем уже обычным словом «демократизация».

Литература ХІХ столетие ярчайший раскрывает сущность тех изменений, которые происходили в мире.

Прежде всего, это оказалось в ускоренном развитии новых направлений в искусстве. Если в предыдущие эпохи определенные направления и стили властвовали возрастами, то в ХІХ столетии срок этот сокращается до нескольких десятилетий, а иногда и лет. Начиналось столетие становлением, развитием и расцветом романтизма, но уже в 30-те года реализм сыграет все более важную роль.

Романтизм - направление в искусстве, который начал формироваться в общелитературное течение на границе XVIII-ХІХ ст. в Германии и Англии. Высочайшего расцвета романтизм достиг в первой трети ХІХ ст., охватив все страны Европы и Америки.

Романтики доказывали, что чувство, воображение, фантазия не менее важные для человека, чем ум и здравый смысл, который обожествляли просветители.

Именно эти черты делают человека духовно самобытной, и романтикам принадлежит открытие неповторимости каждой человеческой личности, ее духовного мира.

Художник-Романтик не ставил себе за цель точно воссоздать действительность. Для него важным было высказывание своего отношения к реальности, создание своего, выдуманного образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы донести к читателю и свой идеал, и свою неприязнь к миру, с которым он не может примириться.

Романтизм противопоставил идеал действительности. В творчестве Гофмана возникает особый художественный мир, созданный могущественной фантазией автора. Противостояние романтического и будничного, иллюзорного и реального - вот главные черты этого мира.

Особенностью реализма как литературного направления есть социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма характерным есть:

1) изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

2) показ жизни в развитии и противоречиях, которые имеют прежде всего общественный характер;

3) стремление раскрыть сущность явлений действительности без ограничения тем и сюжетов;

4) поиск морального идеала, воспитательное значение.

Реализм питался верой в возможность гармонии между идеалом и действительностью. Появление реализма в первую очередь означала изменения в мировосприятии писателей: отказ от «эстетично двойного мира» и начало тщательного изучения действительности. Изучения это опиралось на те законы, те закономерности, которые предлагала современная писателям наука. Не случайно на ранних этапах развития реализма в литературах разных стран появляется так называемый «физиологический очерк». Самое название этого жанра, обращенного к бытовым деталям ежедневной жизни разнообразнейший, чаще всего бедных слоев, свидетельствовала о том, что новое художественное видение окружающей действительности было связано с развитием естественных наук.

Творчество О. Пушкина, Г. Лермонтова наглядно показывает, как романтические тенденции изменяются на реалистические. Роман Пушкина «Евгений Онегин» стал своеобразной энциклопедией русской действительности, ведь поэт смог показать не только «героя в свое время», а дать панорамные картины русской действительности.

Вывод. В первой трети ХІХ ст. активно развивался романтизм. Но уже в его недрах начал формироваться новый реалистический метод изображения действительности. Их взаимодействие и определила особенности литературы первой трети ХІХ ст.

Опорные понятия: ускорение развития, изменения художественных направлений, романтизм, романтический двойной мир, исследование действительности, реализм.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать