Райнер Мария Рильке (1875-1926) «Песня о Правде»

Цель: познакомить с содержанием произведения, показать воспроизведение поэзии украинской истории сквозь призму восприятия австрийца Рильке; усовершенствование навыков текстологического анализа произведения, навыков работы над выразительным чтением; воспитание культуры связной речи, культуры ответа (логичность, последовательность, доказательность, наличие собственной мысли, эмоциональность). Оборудование: портрет Р Г. Рильке.

Ход урока.

I. Итоги работы над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Чтение фрагментов лучших произведений.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Короткий рассказ учителя об австрийском поэте Райнере Марии Рильке (1875-1926).

Учитель. Он писал на немецком языке. Дважды приезжал в Россию - «духовную родину», как он ее называл, в совершенстве знал русский язык. Состоял в переписке с известными русскими поэтами Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком.

Считал, что литература, особенно поэзия, а также личность поэта-творца должна сыграть ведущую роль в жизни общества.

Смерть Поэта

Поэт лежал. Его лицо бледное, отчужденное с подушки выпячивалось, когда знание о мире это расставалось с его естеством и возвращалось во время, которое безразлично дальше идет. Те люди, которые живым поэта знали, не ведали, каким единым он с миром был: его лицом становились эти воды, горы, нивы этих долин. О, лик его - это весь безграничный мир, который напрасно льнет к нему ныне, а личина, которая укрыла лик человеку,- она чувствительная и нежная, будто плод, обреченный погибнуть в тлении.

(Р. Г. Рильке, перевод М. Бажана).

Сегодня мы познакомимся с прозаическим произведением Р. Г. Рильке - рассказом «Песня о Правде».

Обратите внимание на написание слова Правда с заглавной буквы. Как вы думаете, Почему автор избрал такую форму?

2. Чтение с остановками (текст добавляется с разделительными примечаниями).

1)   С начала рассказа до «Я думаю, никогда нельзя знать,
есть ли в рассказе бог, пока он не совсем закончен».

Что имеет имел в виду, говоря о Боге, автор? (Бог — это та сила, которая
влияет на судьбу человека).

2)   От «Ведь когда не хватает всего двух слов...» до «Не знаете вы еще
чего-то о тех русских певцах?».

Каких именно певцов имел в виду рассказчик? (Народные певцы — бандуристы, что сохраняют в своих пениях-легендах историю).

3)   От «Я колебался» до «...об этих необыкновенных людях».

  • Кого названо: «Эти необыкновенные люди»?
  • Как вы считаете, почему разговор о Боге постепенно перешел к рассказу о русских певцах?

4)   От «Не знаю, чего оно так...» до «И я начал рассказывать».

  • Кто такой Эвальд, в чем преимущество его судьбы над другими? (Имеет время сосредоточиться на собственных мыслях).
  • Как можно передать мысли, раздумья, чувства? (С помощью рассказа).
  • Как вы считаете, какую часть рассказа, если рассматривать его композиционное построение, мы с вами сейчас прочитали? (Введение).

5)   От «Это творилось в те времена» до «Народ в степях не знал толком,
что творится».

  • Какая жизнь была в народе и какое настроение овладело им?
  • С чем сравнивает автор эту атмосферу безнадеги? («Ночь становится еще безбрежнее»).


6)  От «Однако понять непонятную тревогу...» до «образами наиболее
чтимого им святого».

К чему обращались люди в трудные времена? (Бескрайнее небо, могилы в степи — гробницы прошлых поколений, «буйные песни врываются в сердца тем людям», иконы).

С чем сравнивает автор иконы? («Словно верстовые камни бога», «будто опора, будто определенный знак на пути»).

Как можно назвать все это: обращение к небу, к могилам прошлого, к песням, к иконам — одним словом? (Духовность).

7)  От «Так и значит, что Петр Якимович...» до «...в плечах и стане».

Какой работой, кроме сапожной, владеет Петр и изменяет ли она его личность? («Спину, согнутую над сапогами, он выпрастывает перед образами...»).

8)  От «большую часть своей жизни...» до «выше всех святых».

По-настоящему ли духовным человеком возникает перед нами Петр? («Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его судьбе и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил»).

Посчастливилось ли ему с последними детьми? (Сын не может принять его живопись, дочь не продолжит рода).

9)  От «Алексей и сам больше никогда не брался за образа»
до «не знал зачем».

Что чудного в характере сына Алексея?

Можно ли через эту непохожесть к другим считать его плохим, неудачным? Как мать относится к сыну?

10)  От «Как-то теплого, тихого вечера...» до «И тогда все его узнали».

С чего начинаются изменения в обычной жизни семьи Петра? Что в рассказе является предвестником необыкновенного? («к дверям, откуда наискось через стол падала полоса света», «словно ночная птица...»). По вашему мнению, что они прорицают? (Свет и птица — символы высокого).

Какое место занимает этот эпизод в рассказе, если говорить о композиционном построении произведения? (Кульминация, т.е. высший момент напряженности сюжета).

11)  От «То был один из слепых кобзарей...» до «Потому запала тишина».

Случайно ли в кульминационный момент рассказа появляется

кобзарь? (В начале было упоминание о «русских спевцах»).

О чем по обыкновению пел этот кобзарь? Какие имена вам показались знакомыми?

3. Беседа с учениками

Можно ли сказать, что в рассказе речь идет об Украине определенных времен (какрих именно?)? Какие есть ссылки на это в тексте? (Отдельные слова-названия, традиции, обычаи, художественные образы).

Учитель. Применение в тексте произведения названий, указаний, примет, описание обычаев и традиций определенной страны в определенные времена называют национальным колоритом.

III. Подведение итогов урока.

— Что является неотъемлемым от жизни человека, от человеческого общества во все времена?

— Что добавляет людям силы в

трудную минуту?

VI. Домашняя задача.

Подготовить короткий пересказ содержания прочитанного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент