x x
menu

Работа над содержанием рассказа Н. М. Артюховой «Большая береза»

1. Работа по разделу «Предварительное чтение»

2. Беседа по содержанию текста

(Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Понравился ли вам рассказ? Чем?

А как вы определили тему: о чем этот рассказ?

3. Чтение текста с подробным анализом

(Работа проводится следующим образом: ученик по вызову учителя читает текст и останавливается на том месте, где, по его мнению, должна закончиться та или иная часть. Каждый вариант обсуждается. По ходу чтения рассказа учитель дает ребятам вопросы и задания.

1я часть

Что почувствовала мама после сообщения Глеба и Володи? Найдите слова в тексте, где автор говорит об этом.

Правильно ли поступили друзья Алеши в данной ситуации? Свои выводы подкрепите примерами из текста.

Найдите слова, которыми автор передал состояние мальчиков. Как можно назвать их поведение?

Что они делали правильно, а что неправильно? А как надо было?

Прочитайте эту часть по ролям и передайте интонацией самочувствие героев.

Как бы вы озаглавили эту часть? Определите главную мысль — микротему этой части.

2я часть (От слов: «Мама наконец поняла...» до слов: «Ну, тогда спускайся»).

Почему мама отослала мальчиков домой?

Как вела себя мама, подойдя к дереву? Найдите это место в тексте.

В самом ли деле она была спокойной? Какими словами из текста вы можете подтвердить свой ответ?

А как она могла бы себя вести? Как это ее характеризует?

Озаглавьте вторую часть.

3я часть

Зачем автор рассказал о дачнике?

А почему нельзя себя вести так, как вел дачник? Найдите в тексте доказательства.

Легко ли было Алеше спускаться вниз?

Почему ему удалось удачно приземлиться? Прочитайте об этом.

Что мальчик делал правильно, а что нет в этой ситуации?

Определите микротему этой части и придумайте заглавие.

4я часть (От слов: «А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара... ножки...» и до конца рассказа.)

Почему мама мальчика заплакала только тогда, когда он слез с дерева? Что можно сказать об этой маме?

Какие чувства испытывал Алеша?

Как вы думаете, сдержит мальчик свое слово? Из чего вы делаете вывод?

Озаглавьте последнюю часть.

В результате проделанной работы на доске и в тетрадях учащихся был записан план рассказа:

Тревожное сообщение.

Мама увидела сына на березе.

Мамины советы.

Мамины слезы.)

Учитель. А для чего надо уметь составлять план? Дети. — План помогает лучше понять содержание текста.

    А также последовательно его пересказать.

    С планом лучше запоминается текст.

Учитель. Мы с вами составили план своими словами. А как можно еще?

Дети. — Можно словами текста.

    Надо выбрать в каждой части слова, которые будут отражать главную мысль.

    Это может быть целое предложение или его часть. Такой план мы уже составляли.

Учитель. Да, мы такую работу уже делали. Этот план можно назвать «цитатным», вы его составите дома: к каждому пункту плана, который вы придумали своими словами, подберите цитату из текста и запишите.

4. Заключительная беседа

(Беседа проходит по вопросам учителя:

Почему автор назвал рассказ именно так?

Почему он так его закончил?

Какое другое название рассказа вы бы придумали? А какое лучше? Почему?)

Учитель. Чему учит этот рассказ?

Дети. — Бережно относиться к маме, не расстраивать ее, не доводить до слез.

— А еще рассказ учит, как вести себя в опасных и чрез Вычайных ситуациях.

Учитель. И как же?

Дети. — Прежде всего, не надо эти ситуации создавать самим.

    Нельзя паниковать, как друзья Алеши, а надо вести себя спокойно, чтобы не волновать старших, у них ведь могут быть очень слабые нервы, сердце, здоровье.

    Прежде чем совершить какойнибудь поступок, подумать, чем все это может закончиться.

Учитель. Молодцы, что и это отметили. Автор не случайно назвал свое произведение «Большая береза». Именно

«большая», а не «высокая», например, и в это слово он вложил смысл, который можно поразному понимать. И вы уже высказались по этому поводу: это может быть и «большая любовь» мамы, которая помогла сыну в трудную минуту своей выдержкой, самообладанием, силой духа и своими спокойными мудрыми советами. А может быть, автор под таким названием подразумевает «большую и сложную жизнь», где бывают и опасности, и трудности, которая еще впереди у мальчишек — героев рассказа, ваших ровесников, и автор подсказывает, что каждый человек должен всегда обдуманно подходить к каждому своему действию и поступку, чтобы потом не жалеть.

Главное, чтобы вы все извлекли из этого рассказа тоже «большой урок» для себя.

5. Сопоставительная работа над рассказами Н. М. Артюховой «Большая береза» и Ю. Я. Яковлева «Мама»

Учитель. Ребята, а теперь давайте вернемся к тексту, который мы читали на прошлом уроке. Давайте сравним его с рассказом «Большая береза» и найдем, чем они похожи.

Дети. — Оба рассказа о мамах.

    И о большой их любви к своим детям.

    О том, как мамы помогают детям в жизни.

    А еще в каждом из этих рассказов раскрывается смысл цитаты, которую мы подчеркнули во вступительном тексте: «...именно она вводит нас в мир и помогает освоиться в нем... мама, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту».

Мы в этом убедились, когда читали оба текста. Учитель. Сходство мы нашли, а теперь давайте посмотрим, чем эти тексты отличаются.

Дети. — Эти тексты разные по объему.

— И у них разное содержание. Учитель. А еще? (Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Давайте прочитаем вопросы, которые я записала на доске. Возможно, они выведут вас на новые ответы.

(Учитель открывает записанные на доске вопросы для сравнительной характеристики рассказов:

Есть ли в этих текстах конкретные герои? Назовите их.

Прослеживается ли в текстах линия развития событий: ее начало и конец?

Чему больше уделяется внимание в текстах: рассказу о событиях и действиях героев или об их чувствах и настроении? Приведите примеры.

Отвечая на последний вопрос, ребята используют выученные дома наизусть отрывки из рассказа Ю. Я. Яковлева «Мама», и при чтении их дети убеждаются, что в данном тексте чувства героев выносятся на первое место.)

Учитель. Значит, на что похож этот текст?

Дети. — На стихотворение.

— На поэзию.

Учитель. Давайте вспомним, как мы на прошлых уроках называли стихи, в которых главное место занимают чувства автора или героя.

Дети. — Мы называли такую поэзию «лирикой».

— А такие стихотворения «лирическими».

(Если дети забудут это понятие, необходимо еще раз записать его на доске и поговорить о нем (см. урок № 31).) Учитель. Значит, как можно назвать этот текст? Дети. — Лирическим.

— Лирической прозой.

Учитель. А что для вас в сегодняшнем уроке стало открытием?

Дети. — То, что проза может быть похожей на стихи.

    И то, что проза может быть лирической.

    Что в прозе, так же как и в стихах, может передаваться чувство героя или автора.

Учитель (обобщает работу). Да, ребята, в литературе вы очень часто будете встречаться с такими явлениями, когда наряду с описанием событий будет подробно рассказываться о чувствах, переживаниях, состоянии души героев, а в старших классах узнаете о том, что стихи бывают не только

рифмованными, но и в прозаической форме. Сегодня вы сделали первый шаг к большой литературе.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать