x x
menu

ПУТЬ ИСКАНИЙ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Нравственные искания центральных героев «Войны и мира» при всей своей зависимости от внешних обстоятельств, от реальных событий жизни имеют свою собственную логику и свой завершенный сюжет. Мы застаем Андрея Болконского, одного из главных героев, на втором этапе его жизненного пути, уже сложившимся, определившимся в жизни, пережившим любовь, обласканным светом и обществом, знаменитым в высших кругах человеком. «Знакомимся» мы с ним в салоне А.

П. Шерер, где он предстает пред нами высокомерным, не думающим о производимом им впечатлении человеком. Но что-то отличает его от людей из мира светских салонов и интриг. Мы понимаем это, когда, увидев Пьера, он «улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой». В этот период жизни Андрей переживает нравственный подъем, он живет ожиданием чего-то героического перед своим уходом на войну. Идти на войну его заставляют две причины: мечта о славе («хочу славы, хочу быть известным людям») и желание убежать из этого «искусственного» мира.

В ходе войны 1805 года мы видим его естественность. Князь Андрей принимает живое участие в деятельности окружающих и мечтает о «своем Тулоне». Но его мечты расходятся с буднями воинской жизни, и, желая в ответственный момент повернуть ход сражения и тем самым спасти армию от поражения, он всего лишь по дороге в штаб спасает лекарскую жену. Сердцем в невзрачном Тушине Андрей не может признать героя. Но подвиг Тушина подготовил тот перелом, который произошел на Праценской высоте, где он лежал раненный. С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о «Тулоне».

По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот.

Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена. Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена. Но приезд Пьера, пребывающего в состоянии душевного подъема, увлеченного идеями масонства, выводит его из душевного застоя. Во время спора с Пьером о демократических преобразованиях, о добре и зле, смысл его слов расходится с его чувствами, так как Андрей уже давно живет не тем, что выражают его слова.

Пьер говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». И Андрей понимает, что так жить, как живет он, нельзя. После спора на пароме он первый раз после Аустерлицкого сражения видит небо. И что-то молодо и радостно просыпается в нем. Приезд Пьера подготовил его к душевному выздоровлению.

Андрей начинает вести другую жизнь — читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком.

Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с - собой. Но, проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками. И это явление природы» созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.

Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник. Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение «естественных» и «искусственных» ценностей жизни.

Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех. Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами. После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение.

Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с - тревогой наблюдает за отнршениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен. Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания. Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством.

И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить. Новый подъем в жизни Андрея — это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Князь становится предводителем ополчения, так как хочет быть ближе к народу, но его единения с ним так и не происходит.

В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая «любовь к врагу своему», обогащается духовно. В любви и всепрощении Андрея воплощается теория Толстого. Антитеза отрешенного от мира суеты неба и близкой, но не дающейся в руки земли, которую видит Андрей после ранения, воплощает две любви: любовь земную к Наташе и в то же время ненависть к Анатолю и всепрощающую любовь ко всем людям.

Эта борьба между небом и землей происходит в душе умирающего Андрея. Ему снится сон: дверь в вечность и Наташа. Он пытается не дать двери открыться, но она открывается, и он умирает. Борьба завершается победой неба — идеальной любви: «Любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Смерть Андрея связана с особенностями его характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули те духовные ценности, которые разбудил 1812 год. Жизненные пути главных героев «Войны и мира» Андрея и Пьера — это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к миру радости и гармонии общественной жизни людей.

«Война и мир» — итоговое произведение Льва Толстого, в котором наиболее полно отразились его взгляды. Одной из проблем, рассматриваемых в романе, была проблема развития человека, становление его личности. Лучшие герои Толстого, такие, как Пьер Безухов, Наташа Ростова, не были статичны, они искали смысл жизни, свое назначение. Они совершенствовались, иногда даже путем ошибок и заблуждений. Постоянное развитие, состояние духовного поиска Н.

Г. Чернышевский называл «диалектикой души». Одним из таких героев был Андрей Болконский. Несмотря на то что он происходил из аристократического рода, рос в свете, для него характерно неприятие светской жизни. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого не могу выйти». Ему противна эта обстановка праздности, царящая в салонах, ему наскучило постоянное кокетство женщин, пустые разговоры. Он не принимал этой неестественности отношений, отсутствие теплоты, задушевных разговоров, которые не были приняты в высшем обществе.

Андрей был холоден со своей женой Лизой, потому что она светская женщина, вносящая в домашнюю обстановку кокетство и игривый тон. Она просто не представляла существование каких-либо других отношений, кроме тех, которые были приняты в аристократических гостиных. Оттого князь Андрей так рвется на войну, устав от бесконечной суеты светской жизни: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» Уехав на войну, Болконский преображается, не осталось и следа от его надменности, язвительности и скуки: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени... Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее». Он действительно верил в то, что он делал, полностью отдаваясь службе, он был «одним из немногих офицеров, полагавших свой главный интерес в общем ходе военного дела». Кумиром его в то время был Наполеон, поражавший князя Андрея своим военным гением, силой воли и духа.

В глубине души Болконский считал, что эта война будет для него «Тулоном», началом его славы. Он мечтал о подвиге, способном изменить его жизнь, сделать знаменитым и любимым многими, даже неизвестными ему людьми: «...но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу». Князем Андреем владела идея о том, что внешние действия, могущие изменить историю, способен совершить лишь такой человек, как Наполеон. Болконский был готов на любые жертвы («Смерть, раны, потеря семьи — ничто мне не страшно.

И как ни дороги, ни милы мне мйогие люди — отец, сестра, жена, — но... я всех их отдам сейчас за минуту славы...») для того, чтобы стать вторым Наполеоном. Но дело в том, что идея о сильной личности противоречила взглядам Толстого, который считал, что ход истории меняют многие люди. Князь Андрей приходит к мысли о «роевой истории» после ранения под Аустерлицем.

Открывшееся ему «бесконечное небо» показало ему всю ничтожность Наполеона, этой бессмысленной войны, рушившей счастливые планы на будущее. Болконский разочаровывается в военной службе и возвращается в Лысые Горы. Но там его ждет еще одно потрясение — смерть жены.

Он уезжает в свое поместье Богучарово и, чтобы заглушить душевную боль, занимается активной деятельностью: он переводит своих крестьян с барщины на оброк, устраивает школы для крестьянских детей, занимается воспитанием сына. Но все же Андрей не смог долго жить в уединении, он составил проект военных реформ и уехал в Петербург.

Разочаровавшись в военной службе, Болконский решает попробовать себя на поприще государственной деятельности. Познакомившись со Сперанским, Андрей видит в нем такого же великого человека, способного вершить великие дела. Он восхищается Сперанским, не видя в нем качеств, присущих светскому человеку, для князя Андрея он прежде всего был дальновидным политиком. Болконский с радостью берется за государственную службу, чтобы утолить жажду полезной деятельности, но после знакомства с Наташей Ростовой понимает, что никакая общественная работа не может заменить личного счастья. Он разочаровывается в Сперанском, увидев его в домашней обстановке и поняв, что ничто светское этому человеку не чуждо. Можно сказать, что встреча с Наташей перевернула размеренный ход жизни князя Андрея: он вновь смог радоваться жизни, строить счастливые планы на будущее. Он понял всю силу любви, способную возродить к жизни даже такого не надеявшегося на счастье человека.

Но препятствием к такому, казалось бы, близкому благополучию становится просьба отца поехать лечиться за границу. Все же князь Андрей был не настолько опьянен своим неожиданным счастьем, принимая в расчет то, что Наташа была еще совсем юная, неопытная, эмоциональная девушка. Он просил не говорить в свете об их помолвке, мотивируя это тем, что она еще может разлюбить его. Андрей как бы предчувствовал этот финал их отношений. Задолго до разрыва со своей невестой Болконский говорил Пьеру, что падшую женщину нужно простить. Когда Безухов напомнил ему об этом, тот ответил, что не говорил, что не может сам это сделать.

В князе Андрее опять появилась его язвительность, надменность. Он, казалось, был озлоблен против всех. Ему было обидно и за Наташу, ведь он понимал ее душу, он любил ее непосредственность, жизнерадостность. Анатоль же видел в ней лишь юную симпатичную девушку, которая только недавно стала выходить в свет и поэтому была непохожа на других женщин, имевших на себе как бы светский отпечаток. И вновь подтверждая замеченную Пьером особенность, Андрей направляется на войну. Он нарушает данное себе обещание никогда не воевать, потому что сейчас французы стали его личными врагами, вступив на русскую землю, приближаясь к Лысым Горам и разоряя деревни. Находясь в военном лагере, князь Андрей старался избегать людей, знакомых ему по светскому обществу, так как они могли пробудить в нем мучительные воспоминания о Наташе и о его неудавшемся счастье.

Во время этой войны Болконский стал ближе к народу, понимая, что основная сила, приносящая победу, есть определенный дух, состояние войск, чувство патриотизма, находящееся в каждом из солдат, то есть он пришел к идее о «роевой истории». Во время Бородинского сражения Андрей старался поддерживать это особое настроение, но потом понял, что в этом нет необходимости, люди и без того способны в такой момент на подвиги. Находясь под постоянным огнем врага, князь Андрей был смертельно ранен. Попав на перевязку в госпиталь, он увидел там умирающего Анатоля, и вся ненависть к похитителю его невесты исчезла.

Князю Андрею в этот момент открылась истина, он осознал, что может любить даже своих врагов, грешников, таких, как Курагин. Болконскому стала понятна высокая, духовная любовь ко всем людям, он простил Наташу и Анатоля, но уже не был способен на земные чувства. Это и было причиной, по которой Толстой обрек своего героя на смерть. Андрей стал идеальным героем, он прошел весь путь жизненных исканий, достигнув совершенства, и был просто неспособен жить в окружающем его мире.

Ему открылась великая истина, что сделало для него невозможным существование в мире обыкновенных людей.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать