Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака «Тема с вариациями»

Творчество Б. Л. Пастернака играет важную роль в литературном образовании современного школьника, и в первую очередь это касается романа "Доктор Живаго", который по праву занимает одно из главных мест в школьных программах по литературе для одиннадцатых классов, в то время как лирике уделяется гораздо меньше внимания. Однако именно изучение лирики вводит учеников в мир авторских мыслей и чувств, которые выражаются в эпическом произведении опосредованно. Кроме того, изучение поэтики романа "Доктор Живаго", в котором эпос и лирика причудливо соединяются в особый синтетический жанр, невозможно без знания основ поэтической системы Пастернака.

В цикле "Тема с вариациями", входящем в книгу стихов "Темы и вариации" (1923), в полной мере отразились все ключевые особенности раннего творчества поэта, такие, как музыкальность, ориентированность на литературную традицию, созерцательность, невыраженность лирического героя, конкретность и вещественность поэтического языка, преобладание метонимии над метафорой.

Раннее творчество Пастернака считается сложным для восприятия, и это мнение вполне объективно, хотя было весьма неприятно самому автору. Изучение лирики одного из самых "трудных" поэтов XX в. сквозь призму пушкинской поэзии, которая намного ближе и понятнее школьнику, позволит приблизить старшеклассников к пониманию проблематики и поэтики пастернаковской лирики.

Это обусловливает актуальность и методическую целесообразность изучения лирики Пастернака с точки зрения пушкинской традиции, наиболее ярко отразившейся в цикле "Тема с вариациями". С другой стороны, ориентированность цикла на творчество А. С. Пушкина, его биографию и произведения позволит восстановить в памяти одиннадцатиклассников материал, изучавшийся в десятом классе, и взглянуть на поэзию Пушкина глазами Б. Л. Пастернака - поэта XX века, который был необычайно восприимчив к традиции и признавал влияние пушкинской эстетики на собственное творчество.

Обращение к пушкинской теме в цикле "Тема с вариациями", написанном в 1918 г., обусловлено тем, что в этот период Пастернака живо волнует проблема творчества и призвания художника. Отвечая в 1927 г. на вопросы анкеты журнала "На литературном посту" о влиянии классиков на его творчество, Пастернак писал: "В своей работе я чувствую влияние Пушкина. Пушкинская эстетика так широка и эластична, что допускает разные толкования в разном возрасте". И далее: "Мне кажется, что в настоящее время менее, чем когда-либо, есть основание удаляться от пушкинской эстетики. Под эстетикой же художника я понимаю его представление о природе искусства, о роли искусства в истории и о его собственной ответственности перед нею".

Пушкин для Пастернака - в первую очередь нравственный и творческий ориентир, по нему поэт сверяет свое отношение к проблемам творчества, взаимоотношения искусства и жизни, искусства и художника, художника и народа. Таким образом, обращение к пушкинской теме в цикле "Тема с вариациями" связано с возросшим в тот период интересом Пастернака к данным проблемам. Это подтверждает эпиграф к циклу - фрагмент стихотворения Ап. Григорьева "Героям нашего времени". Выбранные в качестве эпиграфа строки поэта середины XIX в. свидетельствуют о том, что Пастернак обращается к образу великого предшественника, чтобы напомнить своим современникам, занятым литературной борьбой и бесплодными спорами, о необходимости жертвенного служения искусству и истине, лучшим примером которого был А. С. Пушкин.

Темой цикла стал переломный момент пушкинской биографии - окончание "южной" ссылки и прощание с романтизмом, время, когда были написаны "Цыганы", "К морю", первая глава "Евгения Онегина".

Заглавие "Тема с вариациями" апеллирует к жанро-родовой памяти и устанавливает связь поэтического произведения с одноименным музыкальным жанром, которая подчеркивается и в заглавиях самих стихотворений, входящих в цикл: "Тема" и "Вариации" с соответствующими конкретными названиями. В этом цикле, как и во многих других стихотворениях Б. Л. Пастернака, сказалось его юношеское увлечение музыкой, которую он на протяжении всей жизни очень тонко чувствовал и невольно воплощал в мелодике своего стиха. Так же непосредственно вошли в поэзию Б. Л. Пастернака два других его увлечения - живопись и философия. Первая обусловила повышенную роль цвета и зрительных, описательных образов в его стихах. Вторая научила точно и самобытно оформлять свои мысли, "созерцать" вечную новизну и странность бытия.

Лирический герой в "Теме с вариациями" не выражен, повествование ведется исключительно от третьего лица. Лирический герой выступает здесь как бы в качестве "наблюдателя", "всевидящего автора", который не просто показывает своего героя (Пушкина) со стороны, а передает и его внутреннее состояние, его чувства, мысли, ощущения. "Автор" становится на так называемую "субъективную точку зрения"5, то есть оперирует не только фактами, но и данными восприятия своего героя:

Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
Скала и - Пушкин. Тот, кто и сейчас,
Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе
Не нашу дичь: не домыслы в тупик
Поставленного грека, не загадку,
Но предка: плоскогубого хамита,
Как оспу перенесшего пески...

Еще не бывших дней жара
Воображалась в мыслях кафру,
Еще не выпавший туман
Густые целовал ресницы.

Цикл "Тема с вариациями" буквально пропитан "пушкинским текстом", он содержит массу реминисценций из хрестоматийных произведений Пушкина, таких как стихотворения "К морю", "Пророк", поэмы "Цыганы", "Медный всадник". Ученикам, без сомнения, будет интересно обнаружить эти цитаты. Например, первая из "вариаций" - "Оригинальная" - цитирует стихотворение "К морю", которое, как мы помним, начинается со слов "Прощай, свободная стихия...". Пастернак подхватил этот мотив:

Два бога прощались до завтра,
Два моря менялись в лице:
Стихия свободной стихии
С свободной стихией стиха.

Ориентация на пушкинский текст проявляется не только в цитировании, но и на различных уровнях художественной структуры цикла - в системе образов, мотивной структуре, хронотопе, ритмике и строфике. Комплекс мотивов, выраженный в цикле "Тема с вариациями", строится вокруг излюбленных мотивов поэзии Пушкина. Его основу составляют мотив поэтического творчества и призвания, мотив пророчества, любовный мотив, которые последовательно варьируются в стихотворениях цикла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент