x x
menu

Публицистика А. Толстого

Приветствую, уважаемые читатели. Пару недель назад, сидя на паре в то время когда мои ученики писали контрольную работу, я играл в автоматы по адресу: http://igrovye-sloty-online.com/igrovie-avtomati/, которые на самом деле принесли мне неплохой доход, и я решил написать для вас очередную статью о творчестве Толстого.

Публицистика А. Толстого 20—40-х годов жанрово и тематически разнообразна. Писатель доводит до совершенства жанры очерка и литературно-критической статьи, обзора и памфлета, интервью и рецензии. В орбиту его постоянного внимания входят вопросы строительства новой культуры и международная тематика, литература и театр, проблемы художественного метода и совершенствования литературного мастерства.

Особенно близка А. Толстому проблематика русской классической и советской литературы. Здесь — история и теория словесности, русский фольклор и творчество писателей национальных республик, особенности построения эпической формы (роман, новелла) и законы драматургического произведения. Отдельные выступления посвящены крупнейшим художникам — М. Горькому, С. Есенину, М. Шолохову, Н. Асееву, Н. Тихонову и др.

Зарисовки литературного процесса, которые дает А. Толстой, необычайно концентрированны, как правило, построены на основе емких образных ассоциаций. В статье «Задачи литературы» (1924) находим такую характеристику смены литературных течений.

Ни натурализм, ни эстетизм не в силах создать искусство вровень эпохе.

Натура художника-реалиста противилась практике и теории эстетствующих снобов. Их волхвованиям со словом, их представлениям о слове как о мифе, тайне, непостижимой загадке противостояло учение А. Толстого о жестовой природе и жестовой силе слова. Опираясь на достижения материалистического естествознания и физиологии XX в. на теоретические разработки реформатора русской сцены К. С. Станиславского, на свой богатейший опыт прозаика и драматурга (Толстой написал и поставил свыше 20 пьес), писатель выдвинул и обосновал концепцию слова, которому предшествует определенный импульс. И не обязательно это будет моторное движение.

Разрабатывая теорию жестовой силы слова, Толстой обогащает арсенал средств искусства: в социально-психологическом методе выявляются новые возможности его изобразительной мощи. Так интуиция и аналитическая мысль большого художника помогали раскрытию резервов его творческой лаборатории.

Конкретные оценки А. Толстого поражают не только глубиной, но и афористической отточенностью суждений. Анализ творческого пути М. Горького рождает у писателя афоризм. Вряд ли будет забыта скупая, но убийственно меткая характеристика А. Толстым Д. Мережковского как «балаганного прорицателя многозначительных истин».

А. Толстой был не только активным участником живого литературно-критического процесса. Он неоднократно выступал в роли историка советской литературы. Не случайно именно ему довелось возглавить авторский коллектив, создавший первую «Историю литературы народов СССР». Наиболее значительным синтезом А. Толстого — историка литературы является его работа «Четверть века советской литературы» (1942). В ней выдвинута научно обоснованная периодизация, которая с небольшими уточнениями используется и поныне.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать