x x
menu

Психология восприятия и художественного изображения Петербурга

Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных стихах Пушкина. И Пушкин уже провидел социальные контрасты, терзавшие Северную Пальмиру. Однако Пушкин еще не придавал теневой стороне блистательной столицы империи первостепенного значения. Достоевский произвел полный  переворот в психологии восприятия и художественного изображения Петербурга. Он вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и  страдания, зависть и ропот нищего Петербурга.  Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района  Сенной, где он жил, на Острова.

«Тут не было ни духоты, ни  вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие.

Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему  тоже пышные коляски, наездники и наездницы... он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек...  проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни... он  выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог...»  Два мира, разделенные пропастью, но неразрывно связанные друг с другом. 

Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы,  переулки, дома, кабаки, притоны мещанского и просто нищего  Петербурга, с их жалким людом, с их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в казовой его внешности,  а в социальных контрастах, динамичных и трагических, перетиравших в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы;  в изнурительных и оскорбительных аксессуарах бедности, воспринимаемых с особою остротою бедняком образованным.  Великолепный Петербург был рядом, но Раскольников видел его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам  он не мог выбиться из духоты, толкотни, вони, «столь известной  каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». 

Смрадные распивочные, оборванные пьяные, озабоченный, спешащий люд, серый отвратительный и грустный колорит улиц  рождали в нем «чувство глубочайшего омерзения».

 Раскольников - индивидуальность очень яркая. Он привлекателен, наделен выдающимися способностями. Будучи еще только  студентом, он написал статью на философско-криминалистическую тему, напечатанную и замеченную. Раскольников независим,  совестлив и не хочет быть никому обязанным, но он во власти  жестких обстоятельств, совладать с которыми оказывается ему не  под силу. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за  гроши последние имевшиеся у него вещички, квартирная хозяйка  перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обедов. Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами, не имевшими ни поддержки из дому, ни работы; он обносился, обтрепался  гак, что ему уже нельзя было показываться на люди

Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно, и  он сам был предан им беспредельно. Чтобы поддержал» Родиона, сестра его Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей; шестьдесят из них она послала  Роде, но продержаться на них весь год он все же не смог.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре  были признаны, но практического выхода она все же не могла найти:  по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью; по-  прежнему она не в состоянии была чем-либо помочь бесценному  Роде, которому неизбежно предстояло бросить университет. В безвыходном своем положении Дуня приняла «предложение руки и  сердца» Лужрша, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительными, оскорбительными условиями. Дуня шла на этот брак,  как иные бросаются в омут, шла не ради себя, а ради брата.  Свое положение Раскольников еще мог тянуть, но предстоящий брак сестры с Лужиным припер его к стене.  Принять жертву Дуни - это значило построить свое благополучие, свою карьеру на костях самых близких, самых любимых людей. Внешне все будет шито-крыто, а на самом деле все  построится иа убийстве, нравственно мало отличающемся от физического убийства.  Раскольников был настолько интеллектуально и нравственно развит, да и вся предыстория его была такова, что он не мог  отделить судьбы своих близких от судьбы остального мира.  Раскольников жил в мире и чувствовал свое место в мире. 

Мир был враждебен, но обойти его стороной нельзя было, все в  мире цеплялось одно за другое, каждая клеточка в нем зависела  от общего течения дел. Он понимал: чтобы изменить свою личную судьбу, судьбу матери и сестры, ему надо изменить весь  существующий миропорядок.  Обстоятельства жизни Раскольникова сложились под влиянием  условий, создавшихся после поражения освободительного движения  шестидесятых годов.

Страшный сон снится Раскольникову, еще перед «делом»,  сон, в котором истязают маленькую, тощую крестьянскую клячонку, - символический сон, вобравший в себя все его думы о  зле и несправедливости в мире. Во сне Раскольников видит себя  мальчиком, ребенком.  «И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и  проходят мимо кабака... на этот раз тут как будто гулянье, толпа  разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду... подле кабачного крыльца стоит телега... Это одна из тех больших телег, в  которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них  товары и винные бочки...

Роман так создан, так «построен», что тревожащие совесть,  неутоленные, взывающие к помощи страдания людские показаны не в противовес Раскольникову, а как бы его глазами и таким образом, что сочувствие Достоевского в этом сливается с  сочувствием Раскольникова. Весь роман пронизан скорбью о том,  что мир несправедлив, и весь звенит, как напряженная струна,  мольбою о справедливости.

В связи с чувством потрясенной справедливости раскрывается смысл важного мотива, проходящего через весь текст романа, без анализа которого нельзя оценить ни мышления, ни поведения его главного героя.  Раскольников делит людей на подлецов и не подлецов, а  практику их - на подлую и не подлую.  В общепринятом смысле слова подлец Лужин. Разумихин и  называет его дважды подлецом. Подлы циничные анекдоты Свид-ригайлова, подл свидригайловский расчет меры в разврате, чтобы преждевременно не истаскаться. Подлы жильцы, протискивающиеся в дверь, в ермолках, с папиросками, трубками, с картами в руках, чтобы позабавиться голодными скандалами в семье Мармеладовых.  Иное, более утонченное содержание вкладывает в слово  «подлец» следователь Порфирий Петрович. У него иной критерий для ответа на вопрос, что такое подлость, по сравнению с  принятым в житейском обиходе.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать