Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер

Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе «Джакомо Джойс»: «На этих шестнадцати страницах была апробирована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории и частной жизни был помещен в границе одного <...> дня <...>, который растянулся до размеров вечности». Об объединении «мига» и «вечности», драматизма и иронии, новую поэтику в эссе «Джакомо Джойс» и будет идти на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.

2. Высказывание учениками впечатлений от прочитанного эссе «Джакомо Джойс».

IV. Формирование умений и навыков.

1.             Слово учителя.

Произведение «Джакомо Джойс» считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.

Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он - зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она - молодая девушка; он - учитель, она - ученица; его отношение к своим чувствам - лирично-ироническое, ее - немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой. Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства (впечатление, «остановленный миг» и т.п.), элементы «потока сознания».

2.             Наблюдение над текстом.

Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя. Назовите их, обозначьте схематично.

♦             Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как «молодое благородное лицо»; кокетливую женщину; полувзрослую-полуребенка; влюбленную.

♦             произведение начинается вопросом «Кто?». Почему?

♦             Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки? («Жеребенок», «холеная в неволе птица», «чернявый цыпленок», «одалиска», «звездная гадюка»)

♦             Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. («Чернявый цыпленок напуган: неожиданно врывает; короткие поникшие крики: она плачет за своей мамой, опытной наседкой»).

♦             Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? (Фиолетовый, розовый, серый, темный, черный и др. - в зависимости от настроения).

♦             Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. (Короткий смешок, прохладный разговор, подборы выстукивают пустошь и т.п.).

♦             Найдите описания гаммы чувств лирического героя. (Возможно, появление «ее» - зарождение чувств - нерешительность - переживание ее болезни - укоры совести из-за жены - взаимность - разлука - угасание чувств).

♦             Найдите примеры использования «потока сознания», элементов пародийности,  интертекстуальность.

3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.

V.            Домашняя задача

Подготовиться к контрольной работе по теме «Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса».

VI.           Итоги урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

♦             Необыкновенное впечатление оказало на меня…

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент