Прозаические произведения М. Старицкого

Проза. В художественном заделе М. Старицкого важное место занимает художественная проза, в которой доминирует казацкая историческая тематика. Национально-освободительная война украинского народа 1648-1654 годов стала объектом изображения в трилогии «Богдан Хмельницкий», написанной в середине 1890-х годов. Произведение пронизано глубокой верой в историческую перспективу государственности Руси. Читатели видят Хмельницкого во всей полноте и реальности его жизни: в кругу семьи, на государственной раде, в хозяйственных хлопотах, на поле боя, в дискуссиях с неприятелями и в дружеском разговоре.

В романе раскрыта способность Хмельницкого стать выше обстоятельств, противостоять им и через самые болезненные конфликты и сомнения реализовать себя как человека, понимающего огромную ответственность за судьбу страны. Писатель также вынашивал замысел широкого романа-трилогии о гетмане Иване Мазепе («Молодость Мазепы», «Руина», «Великая Руина»).

Однако в те колониальные времена фигура Мазепы как положительного героя была «опасна для цензуры», поэтому с большими трудностями М. Старицкому удалось опубликовать лишь две части задуманного произведения - романы « Молодость Мазепы» (1898) и «Руина» (1899). Образ Мазепы изображен романтически. В основу романа положена легенда о том, как молодого Мазепу подвергли наказанию, привязав к дикому коню и пустив в поле. Дальше сюжет развивается через историю любви с казачкой, которая его спасла («Молодость Мазепы») и поиски похищенной невесты («Руина»). Но Старицкий стремится художественно воссоздать формирование мировоззренческих предпосылок государственной деятельности Мазепы. Главный герой, попав на казацкий хутор, невольно сравнивает жизнь, где властвует красота человеческих взаимоотношений, с миром грязи и вранья королевского двора.

Мазепа в семье казака Сыча выздоравливает не только физически, а и морально. Интересным в этом смысле является мотив потери и поиска Иваном своей невесты Галины - внучки казака Сыча, которая в дилогии будто олицетворяет то, что Украина найдет свою счастливую судьбу. В мировой литературе образ Мазепы имеет богатую традицию романтического воспроизведения (произведения Д. Дефо, Дж. Байрона, В. Гюго, Ю. Словацкого, К. Рылеева и др.). А дебютировал Михаил Старицкий в большой прозе повестью «Осада Буше».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент