x x
menu

Проблема нравственного выбора главного героя романа «Тихий Дон»

В хуторе Татарском как в капле воды отразилось волнение, сотрясавшее русскую землю в годы гражданской войны и революции. При создании романа Шолохов стремился найти художественное выражение исторической правды. В поисках этой правды и совершают суровый жизненный путь его герои.  Главный герой романа «Тихий Дон» - Григорий Мелехов - фигура столь же выразительная, сколь и противоречивая. Частная жизнь этого героя и есть сама история. Так, его жизнь - метания между несколькими правдами, переходы из красного лагеря к белым и обратно - повторяет метания Донского казачества, являясь частью живой истории. Даже его личное чувство - любовь к замужней Аксинье - выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали. «Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» - две основные добродетели, отличающие воина и земледельца, издавна живущего на Донской земле. Эти родовые черты казачества ярко воплотились в образе Григория Мелехова.

Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции. Он как бы стремится поделиться с нами теми мелкими подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вешенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются хозяйством "Крепкие хозяйства" Пантелей Прокофьевич Мелехов и его будущий сват Мирон Коршунов, мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака. Их радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных устоев и истин ("не пакости соседу, на тяжелую работу наваливайся миром").

И вот с началом войны 1914 года "всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон". Всего 4 года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать. Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что они совершают благие дела. Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей и родной кровью.

Гибнут и мучаются люди на Дону, под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую, общечеловеческую ценность. Гибнет в «отступе» Пантелей Прокофьевич Мелехов, «расказачивают» Мирона Григорьевича Коршунова. Один на один с жестокой судьбой ведет поединок Наталья. Григорий не лукавит перед женой, честно признается: "Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли". Наталья не прощает мужу измен, думает о детях, о семье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое. Поэтому последняя мысль Натальи была о детях ("Придет отец поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас").

Поэтому и Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. После возвращения Мишки Кошевого, убийцы ее сына и жениха ее дочери (!), она встречает его словами: «Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить на тебя не могу!» Но время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, - проснулась в сердце Ильиничны. Эту же линию общечеловеческих чувств и ценностей продолжает Дуняшка, спасающая Григория и оставляющая его детей на свое попечение.

Что бы ни переживали герои романа Шолохова "Тихий Дон", на чьей стороне и с какими лозунгами они бы ни выступали, симпатии их автора с теми, кто и в огне братоубийственной войны стремился сохранить общечеловеческие устои и думает о будущем народа и страны.

Основу его характера составляет независимость в поступках и поисках истины. Бунтарство героя проявляется уже в ранней молодости, когда он во имя любви к Аксинье идет на разрыв с семьей. В казачьей среде, основанной на безоговорочном повиновении детей родителям, это можно считать случаем из ряда вон выходящим. В казачьих семьях глава семьи для своих детей был не только отцом, но и воинским начальником. Поэтому непослушание отцу, а тем более открытый разрыв с семьей воспринимался как бунтарский акт. Поступок же Григория воспринимался как преступление еще и потому, что он был совершен ради женщины. Тяжелый гнев отца, презрение хуторян обрушились на Григория, но он смог это перенести. С той же отвагой, с какой он смог перепрыгнуть через плетень, чтобы защитить Аксинью от побоев ее мужа, он рвет отношения с семьей и налегке уходит с Аксиньей из хутора в имение к пану Листницкому.

В эту раннюю пору жизни, когда у него еще все впереди, он свято верит, что только от самого человека зависит, сможет ли он найти путь к счастью. Но война, неожиданно ворвавшаяся на Донскую землю, заставила его пересмотреть свои убеждения и взглянуть на мир по-новому, познать чужой, незнакомый мир, которым правят иные законы. Уходя в армию, Григорий при осмотре казацкой формы шероховатыми пальцами «слегка прикоснулся к белым сахарным пальцам пристава», и тот отдернул руку, брезгливо морщась, одел перчатку». И в армии, «глядя на вылощенных, подтянутых офицеров в нарядных бледно-серых шинелях и красиво подогнанных мундирах, Григорий чувствовал между собой и ими неперелазную невидимую стену...»

И чем чаще сталкивался герой с чужим миром, тем острее ощущал свое враждебное отношение к нему.

Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Первая мировая война оторвала казаков от родной земли, внесла разлад в эту веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. Но если воевать - дело для казаков привычное, то революция внесла в их ряды сомнения. В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Казаки невольно оказались участниками переломных событий эпохи, перед каждым из них встала необходимость определить свое место в новой жизни, найти свою правду.

На примере Григория Мелехова автор показал величайший социальный сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации. Григорий Мелехов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. Вначале ему кажется: прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего, избавление казаков от всех опекунов... Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся». Но после встречи с другим героем романа Подтелковым Григорий склоняется к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому-то берегу. После ранения под станицей Глубокой едет он в свой родной хутор. И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво.

Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет». Не нашел своего места Мелехов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым. Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг приятели, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А на следующий день пленных казаков ставят к стене... Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками.

И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую участь. Григорий все время оказывается перед необходимостью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические события того времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Переломные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни и историческую правду бытия. Правда, существующая для всех, или «у каждого своя правда, своя борозда», - этот вопрос мучительно и неотступно преследует героя.

Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых рассказывает Шолохов в шестой книге романа, осложняли судьбу Мелехова и судьбу донского казачества в целом. И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становились побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Достаточно вспомнить сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе. Восстание повстанцев было разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот - он вступает в ряды Красной Армии, в конницу Буденного.

На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию и в личной жизни: неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей. Характер героя раскрывается во всей полноте чувств и во всем разнообразии обстоятельств. Драматическая судьба в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытал в поле за плугом; не изменившееся за трудное и горькое время чувство к Аксинье, его безразличие, а затем любовь к Наталье, матери его детей; отцовская привязанность к детям - все это открывает новые черты в характере главного героя романа, создает образ, покоряющий правдой. С черной, выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути.

Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Но как бы ни был велик трагизм происходящего, последняя символическая картина встречи Григория с сыном вселяет надежду на то, что на Донской земле воцарится порядок: а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда осевшие на лето стрепета».

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать