x x
menu

Принципы переработки фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В главе VI («Трудный год»), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы. У Некрасова:

  • ...Голодные
  • Стоят сиротки-деточки
  • Передо мной... Неласково
  • Глядит на них семья.
  • Они в дому шумливые,
  • На улице драчливые,
  • Обжоры за столом...
  • И стали их пощипывать,
  • В головку поколачивать...
  • Молчи, солдатка-мать!

 У Барсова:

  • Сиротать будут сиротны малы детушки,
  • Будут детушки на улочке дурливые,
  • Во избы-то сироты хлопотливые,
  • За столом-то будут детушки едучие;
  • Станут по избы ведь дядюшки похаживать
  • И не весело на детушек поглядывать,
  • Оны грубо-то на их да поговоривать;
  • Станут детушек победныих подергивать,
  • В буйну голову сирот да поколачивать...

Вместе с тем, чрезвычайно характерно, что наиболее прославленные виды

фольклора - былины и исторические песни, сказки и легенды - представлены у

Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика

(историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни,

нашедшая отражение в бытовых песнях. Однако, в словах Савелия о богатырстве

крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной:

  • Ты думаешь, Матренушка,
  • Мужик - не богатырь?
  • И жизнь его не ратная,
  • И смерть ему не писана
  • В бою - а богатырь!
  • Поднять-то поднял он,
  • Покамест тягу страшную
  • Да в землю сам ушел по грудь
  • С натуги! По лицу его
  • Не слезы - кровь течет...

На фольклорном материале основана песня «Крестьянский грех» («Аммирал- вдовец по морям ходил»). Ни тематика ее, ни стилистика, ни песенный размер никакого отношения к былинам не имеют, и ни одной подобной былины нет в известном материале. Но песня эта по своему типу до некоторой степени аналогична более поздним историческим песням XVIII - XIX веков; например, «Молодой солдат на часах стоит» - совершенно та же ритмика (аналогичный размер применялся, например, и Кольцовым в его песнях - ср. «Что, дремучий лес, призадумался» и пр.). По теме же «Крестьянский грех» чрезвычайно близок крепостному крестьянству, и нет никакого сомнения в том, что аналогичные рассказы о «воле», преданной тем или иным лицом, об уничтоженных завещаниях-«вольных» были широко распространены. Некрасов же пользуется этим преданием в более широком плане, чтобы подчеркнуть тяжесть Иудина греха, т. е. предательства. Легенда «О двух великих грешниках», являющаяся прямым призывом к расправе с помещиками, также основана на фольклорном материале. Характер легенды имеет также «Бабья притча» (и Матрена Тимофеевна передает ее как рассказ «святой старицы»). Для этой притчи Некрасов воспользовался частью «Плача о писаре» из «Причитаний Северного края» Барсова.

Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества - загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок - собачка верная» и т. п.). Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер - «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», «Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать». Обращает также внимание обилие в тексте народных примет и поверий. В некоторых случаях автор применяет типичные для фольклора приемы: , параллелизм в главе «Демушка» - ласточка-мать; отрицательные сравнения - «Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется - шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ», и др.; постоянные эпитеты - «звезды частые», «девка красная» и пр.; повторения и фольклорные формулы -«Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли».

В целом «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер «народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству Глеба Успенского. Это - поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор выступает защитником «народных (крестьянских) интересов.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать