Принцип народности в «Тихом Доне»

Приветствую. Уже больше пол года, как я уволился с должности учителя литературы, а все потому, что однажды в просторах интернет прошелся по ссылке: avtomaty-wulkan.club/bananas-go-bahamas, и с первой же попытки выиграл. Теперь играю в автоматы онлайн и пишу статьи для своих школьников. Сегодня речь пойдет о «Тихом Доне» Шолохова.

Социальный конфликт, переросший обычные рамки и вылившийся в коллизии национального разлома, потрясения жизни нации до самых ее глубин, — вот под каким углом зрения анализирует Шолохов судьбу национального характера. Тем самым писатель становится на дорогу подлинно эпического искусства, предмет которого, по Гегелю,— «действие, вплетающееся в общую картину данного века и национальных черт; поэтому это действие может быть представлено лишь в пределах обширного мира и требует изображения всей этой действительности».

Судьба народа в эпопее прослежена Шолоховым на протяжении многих лет с учетом всего лучшего, что накопилось в историческом опыте нации. При этом идеально сочетаются эпические по своей природе картины действии широких масс и резко индивидуальные и  типические характеры русских людей. Своеобразие «Тихого Дона» в том, что его автору удалось добиться редкой гармонии: уравновесить в сложной полифонии эпопеи образ главного героя Григория Мелехова и собирательный образ народа. Так борения и страдания, поиски и обретения широких народных масс воплощаются в сценах собраний, митингов, шествий, сражений и фокусируются на «экране» души, освещая всепроникающим лучом самое затаенное и заветное.

Принцип народности реализован в «Тихом Доне» с глубочайшим мастерством. И не только потому, что народ — основной объект повествования, его главная движущая сила. Это свойственно лучшим романам, относимым сегодня к советской классике. Суть шолоховского открытия и в другом.

М. Шолохов учился постигать социальную природу человека у корифеев русского критического реализма. Предшествовавшие Шолохову эпопеи неизменно включали элементы войны и мира, отражали момент, когда все социальные, сословные слои общества объединялись перед лицом внешней опасности, иноземного вторжения (например, «Война и мир»), Шолоховым глубоко анализируется трагическая несовместимость стремлений и интересов различных классов. Отсюда потребность соединить эпос с трагедией, не просто взять принципы трагического восприятия жизни как эстетической категории или разновидности пафоса, но использовать именно основные жанровые признаки трагедии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент