Пример урока по изучению поэмы Блока «Двенадцать». Часть первая

Тема урока: тезис о том, что это произведение не панегирик революции, а попытка понять свою страну и свой народ. Предоставленное школьной программой право учителю выбирать произведения для текстуального изучения может иногда сыграть довольно злую шутку с тем преподавателем, который, в погоне за «новациями», поторопится отказаться от произведений, «скомпрометировавших» себя тем, как они изучались в школе прошлого. Таковых в курсе 11 класса достаточно много, возникает вопрос: «Виноват ли автор в том, как трактуется его произведение?»

Разумеется, любое произведение отражает жизненную, эстетическую и философскую позицию своего создателя, но всегда ли его толкователи дают себе труд вдумчиво прочесть текст и понять писателя? К сожалению, в недалеком прошлом часто бывало так, что оценка произведения «передовой марксистско-ленинской критикой» извращала его суть, а идеологизированные клише становились заменой художественного текста и изучались в школе вместо последнего.

Сказанное имеет прямое отношение к изучению поэмы Александра Блока «Двенадцать», которая, едва появившись, стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора. В дальнейшем новоявленная «советская» критика постоянно «причесывала» поэму, сводя ее идею к «прославлению очистительной силы «мирового пожара», под которым подразумевалась революция. Именно так изучалась поэма Блока в школе, и это изучение - как и любое одностороннее толкование художественного произведения - уводило школьников от его понимания, искажало смысл «Двенадцати» в сознании нескольких поколений читателей. Между тем именно эта поэма представляет собой одну из вершин творчества Блока, без ее постижения говорить об изучении «трагического тенора» трагической эпохи невозможно.

Изучение поэмы подготавливается на уроке, на котором рассматривается роль России в судьбе и творчестве поэта, поскольку именно трепетное отношение Блока к родине обусловило обостренное восприятие им всего того, что произошло с ней в 1917-м году, выразившееся в создании первой поэмы о революции. На этом занятии учащиеся получают домашнее задание: подготовить рассказ об отношении Блока к России, о значении родины в судьбе поэта и прочитать поэму. Опыт показывает, что она очень сложна для восприятия старшеклассников, вызывает много вопросов (в том числе и фактологического плана), что позволяет организовать классное обсуждение произведения. Для этого целесообразно выделить два урока. Основной методический прием - комментированное чтение, которое сочетается с исследовательским методом и эвристической  беседой. Предлагаемый ниже конспект уроков отражает основные, на наш взгляд, моменты содержания произведения, без комментария которых невозможно его постижение. Кроме того, указаны материалы записных книжек поэта, на основе которых учащиеся готовят сообщение о творческой истории поэмы (индивидуальное опережающее задание). Предлагаемый вариант прочтения основывается В первую очередь на возможностях художественного текста, который рассматривается в контексте эпохи и через призму личности Блока.

Цель учебная: прочитать поэму, проследить за отражением в ней эпохи революции; попытаться понять отношение Блока к тому, что произошло; соотнести «Двенадцать» с ранее изученными произведениями писателя; подвести итоги изучения его творчества в 11 классе.

Цель воспитательная: воспитание умения понять боль другого человека, уважения к нравственной стойкости, мужеству поэта-гражданина.

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации к поэме работы Ю. Анненкова, плакат-схема к IX главе поэмы (на обороте доски).

Ход уроков

I.          Проверка домашнего задания.

  • На примере изученных на предыдущем уроке стихотворений расскажите об отношении Блока к России, о том, что значила родина в его человеческой и писательской судьбе.
  • Можно ли считать Блока поэтом-гражданином? Точку зрения обоснуйте, желательно использовать фрагменты произведений.

II.        Работа по теме.

Слово  учителя. Россия в судьбе и творчестве

Блока - это совершенно особая тема, по значимости несопоставимая ни с чем. Именно Россия стала главной болью и главным счастьем поэта. Обостренное внимание к ее судьбе было тем, что определило отношение Блока к революции. Поэт-романтик, поэт-символист, он увидел в ней могучую стихию, которая принесет свободу и родной стране, и ее народу. Всегда чутко прислушивавшийся к стихии, Блок и в этот раз остался верен себе - революция влекла поэта непреодолимо. Однако ошибались те, кто зачислил поэта в апологеты революции. Запись от 18 января 1918 года (это знаменитая 56-я записная книжка поэта), пожалуй, точнее всего передает тот взгляд на мир, который был характерен для Блока периода зимы  1917-1918 ГГ.

  • Рабочие сами для себя работают кое-как и жулят
  • И эту правду пойми»
  • Блок А. Записные книжки

Авторский курсив ярче всего показывает позицию поэта: не апология, не анафема, а понимание. Поскольку все, что происходит в жизни, чему поэт и свидетель, и участник,- все правда жизни. Можно принимать это или не принимать, можно соглашаться с ним или не соглашаться, но нельзя отрицать, потому что оно существует, оно-то, наверное, и есть сама жизнь. Поэтому человек, честно относящийся к своей стране, к ее народу, к самому себе, наконец, не может не понять то, что происходит, в крайнем случае, он обязан попытаться сделать это. Как человек понимает окружающую его жизнь, какие пути для этого он находит - здесь Блок никому не указчик. Сам он, будучи поэтом, делает это единственно возможным для себя способом - через стихи. Но оказывается, что произошедшее столь огромно и многолико, что требуется нечто большее, чем стихи... И поэтому появляется «Двенадцать» - гениальная попытка понять себя, свою страну, народ, эпоху.

Слово учителя. Из творческой истории поэмы мы узнали о том, что для самого Блока в период ее создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения все же не прервали работу над поэмой, более того, создается впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, все ли и так ли он понимает, как того требует время, Блок создавал «Двенадцать».

Обратите внимание на первую строфу поэмы. В первых двух строках Блок представляет её ведущие образы-символы: это и свет - тьма, и добро - зло, и старое - новое. Третья строка: вводится новый образ - образ ветра; он дается в традиционном для поэзии  Блока значении стихии и  перемен. Следующим появляется в поэме - образ человека, не стоящего на чогах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ - это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер - это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции. Необходимо обратить внимание на то, как «сделана» первая строфа поэмы: шесть ее стихов представляют собой пять предложений: первые три - назывные. Это емкая экспозиция, знакомство с основными образами-символами поэмы. С точки зрения семантики знакомство исключительно насыщено информационно и эмоционально: вечер, например, являет собой и время дня, угасание его, переход от дня к ночи, и, в более обобщенном плане,- символ уходящей в прошлое жизни державы.

Нельзя не отметить, что уже в первой строфе поэмы появляется - пока опосредованно - и один из самых загадочных и спорных ее образов - образ Христа. Последняя строка «На всем божьем свете!» важна тем, что в ней образ Творца возникает при упоминании о созданном им мире. По логике цветового решения поэмы (первые две строки: черное - белое), эта строка более естественно звучала бы так: «На всем белом свете». Блок намеренно вводит в первую же строфу поэмы другой образ, восходящий к общечеловеческим нравственным ценностям, столь значимым для него (вспомним запись от 25 января). Попробуем ответить на вопросы:

  • -        Какие сатирические образы встречаются в первой главе поэмы? При ответе следует зачитывать соответствующие фрагменты текста.
  • -        Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир в первой главе? Только ли старый мир изображается сатирически?

Как вы понимаете следующие строки.

  • ...И у нас было собрание...
  • ...Вот в этом здании...
  • ...Обсудили-
  • Постановили: На время - десять,
  • на ночь - двадцать пять...
  • ...И меньше - ни с кого не брать...?

Что это? Это представительницы «древнейшей профессии» разрешают возникшие профессиональные проблемы не с помощью «экономочки» (см. «Яму» А. И. Куприна), а по примеру «строителей новой жизни».

В. В. Гладышев, кандидат педагогических наук Николаев

 



Портретная характеристика персонажей