Сочинение по материалам поэмы «Я памятник себя воздвиг...». Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Макиавелли Читая стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себя воздвиг нерукотворный...», меня прежде всего поражает дар предвидения, дарованный всем великим поэтам. Ведь стих написан в 1836 году, когда поэту оставалось жить меньше года. С чего бы вдруг тридцятисемилетнему Пушкину подводить итог своей жизни, своему творчеству, раздумывать о значении всего написанного им? Откуда эта тема «памятника», пусть даже «нерукотворного»? Наверное, поэт - это, в самом деле, прежде всего - пророк, который умеет видеть дальше других, сердцем ощущать течение времени, глубже понимать значение дел человеческих. В «Памятнике» Пушкина мы ощущаем не только трагическое предчувствие быстрой гибели («Я памятник воздвиг...», т.е. все, что мог, уже сделал), а и гениальное предвидение оценки потомками своего творчества.

Человек высокообразованный, который чудесно понимает, что было сделано им в русской и мировой литературе, Пушкин осмысливает свое творчество как важное звено в развитии мировой поэзии. Эпиграф к стихотворению, взятый из оды Горация, звучит по-русски почти так же, как первая строка у Пушкина: «Я памятник воздвиг». Другие строки почти совпадают со свободным переводом Горация: «Да! - весь я не умру...до смерти будет жить, И слава возрастет моя, не увядая, пока славянов род вселенная будет чтить». И все же таки Пушкин понимает значение поэтического творчества намного глубже, чем его предшественники. В оценке своей работы он продолжает и завершает те требования к поэту, которые были выдвинуты еще в «Пророке», где прозвучал призыв к поэту «глаголом жечь сердца людей». В «Памятнике» Пушкин главной своей заслугой считает три черты своей поэзии: народность (народная тропа не зарастет к памятнику), гуманизм («Что чувства добрые я лирой пробуждал») и свободолюбивое содержание поэмы («Что в мой жестокий век восславил я свободу, и милость к падшим призывал»). Можно назвать любое произведение поэта и легко найти в нем и «чувства добрые», и верность идеалам свободы, и близкие всему народу темы, и главное - простой, яркий и доступный язык всех пушкинских произведений. Есть еще одна важная черта в отношении поэта к своему творчеству:

  • Слух обо мнет пройдет по всей Руси великой,
  • И назовет меня всяк сущий в ней язык...

Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, как к равным. Это было новым в его времена, когда немного поэтов и политиков заинтересовала бы мысль о «диких» тунгусах, калмыках и др. В своем поэтическом завещании Пушкин говорит и о мировом значении своей поэзии.

Сегодня никто на всей нашей планете не станет возражать против мирового значения творчества русского поэтического гения, и никто не упрекнет Пушкина в заносчивости и преувеличении своих заслуг. Так как высокая оценка своего творчества выходит прежде всего из того, что Александр Сергеевич, ставя высокие требования к творчеству поэта и его миссии на земле, всегда им отвечал.

«Нерукотворный памятник» Пушкина «Вознесся выше... головой непокорной Александрийского столпа». В этом гордое утверждение не только величия того, что он сделал, а и поэтического творчества вообще. Иначе, как объяснить то, что слава и память о выдающихся поэтах переживает не только их самих, а и политиков, царей, ученых, артистов? Может, это потому, что в их стихах - наши невысказанные чувства, наше понимание жизни и наш горький опыт, наши мысли, которые бродят где-то глубоко в душе. И только такой поэт, как Пушкин, сумел найти для них простую и совершенную форму, додумал все за нас и объяснил много что в нас самих. Сколько по всей земле поставлено признательными потомками «рукотворных» памятников поэту, и скромных, и величественных. Но ни один из них не может сравниться с тем, что создан им самим.