Причины и следствия эволюции образа Сигизмундо

Цель: проследить причины и следствия эволюции образа Сигизмундо; учить формулировать и высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в драме; учить аргументировать свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

Оборудование: цитаты пьесы Кальдерона «Жизнь - это сон». Тип урока: урок-исследование.

Моим учителем был сон... (со слов Сигизмундо).

Ход урока.

I. АКтуализация знаний.

Проверка домашней задачи.

«Методика взаимных вопросов».

Ученики озвучивают подготовленные дома вопросы, одноклассники отвечают на них. В конце этого вида работы ученики определяют вопросы, которые были интереснейшими, объясняют почему.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Всю своя жизнь люди проводят прикованными к стенам темной пещеры. Цепи держат их так крепко, что можно и увидеть даже единственный солнечный луч, который проникает в тюрьму. Тени на стене - вот та жизнь, которую они считают настоящей. Когда же одному из заключенных случайно посчастливилось побывать на свободе и он, вернувшись, восторженно рассказал братьям по несчастью о свободной жизни, они, конечно, ему не поверили...» Так в I ст. до н. э. описал Платон жизнь невольников, заключенных в пещере. Притча Платона, популярная в эпоху барокко, стала своего рода ключом к пьесе Кальдерона. Настоящей же темой пьесы является трагедия молодого человека, который, не зная и не понимая жизнь, должен сделать свой выбор. «Моим учителем был сон»,- так сказал о себе герой драмы Кальдерона. Именно о формировании его жизненной позиции, о выборе Сигизмундо мы сегодня и поговорим. (Ученики записывают тему урока и эпиграф).

III. РАбота над темой урока.

Учитель. Особенность композиции пьесы заключается в том, что она освещает три качественно разных, последовательных «этапа» духовной эволюции главного героя. Проследив путь, который он прошел, мы поймем, как он смог сформировать в себе человека.

(Для продолжения урока класс объединяется в 4 группы. Учитель заранее готовит талоны для деления - цитаты из произведения, разрезанные на количество, необходимое для создания групп.

Цитата 1. «...Неба, почему свалился, // упал такой на меня гнев, // Что за преступление я совершил // против вас - что родился?»

Цитата 2. «О, мой свет, что я вижу! // О, мой свет, что я слышу! // Я испытываю удивление и немею, // Верю и ни в свою удачу».

Цитата 3. «Сын, этот благородный поступок // возвращает мне вторично // в этот день тебя,- ты принц!»

Цитата 4. «Вот в чем нерешительностей причина. Из-за этого // живут напасти наши столько лет»).

Задача для группы 1. Подготовьте выразительное чтение ключевых отрывков и анализ хорнады первой; особое внимание обратите на обстоятельства, которые повлияли на формирование характера Сигизмундо.

Задача для группы 2. Подготовьте выразительное чтение ключевых отрывков и анализ хорнады второй; особое внимание обратите на обстоятельства, которые повлияли на формирование характера Сигизмундо.

Задача для группы 3. Подготовьте выразительное чтение ключевых отрывков и анализ хорнады третьей; особое внимание обратите на обстоятельства, которые повлияли на формирование характера Сигизмундо.

Задача для группы 4. Сравните образы Гамлета и Сигизмундо, выразительно прочитайте монологи героев.

Время на обработку материалов и подготовку ответа - 10 минут, после чего группы презентуют результаты работы.

Ожидаемые результаты работы групп

Группа 1. Хорнада первая - роль тайн в хорнаде; история заключенного принца Сигизмундо, его взаимоотношения с небом и с людьми; смысл двусторонности образа Сигизмундо «человек - зверь»; трактование драматургом проблемы свободы личности; смысл философской притчи о двух мудрецах-нищих.

…знал из мира лишь одно я, Что колыбелью и гробом стала эта тюрьма мне; и хотя в захолустье, Где с рождения лишь голые Вижу скалы в этой окрестности, Я, живой скелет, живу, Душу потеряв живую В беспросветной этой неволе;

И хотя здесь я до сих пор Видел, слышал лишь единственного, того, что учит меня, человека, Который мне о небе и мире сказал; и хотя излишне Ты испугался и злу поверил и между теней и вампиров Монстром зовешь меня,- Я здесь зверь среди людей и человек среди зверей;

И хотя было не мед,

Все я видел, все я сверил,

Учился обращению у зверей,

Постигал птичий лет

И читал я движение планет,

А по ним - человеческие дороги,-

Именно ты мои тревоги

Унял, поднял мой дух,

Взгляд потешил мой и слух,

Оживил меня хотя немного.

Вот смотрю на тебя я, То захватываюсь тобой и с жадностью новой Вижу, как твой взгляд сияет. Жажда не вина моя, То и глазами смерть пью; Больше я страха не имею, Хотя и гибну, и все пью, Судьбу видя свою, и, чтобы видеть,- умираю.

Тебя же видеть - это умирать; Я не знаю, кроме осуждения, что мне, слабому, будет, Как не видеть и ждать.

Будет зло - не благодать, Боль, гнев ярый; Будет смерть, так как смерть - это дать После мучений и смятение Несчастливому жизнь, а у счастливого отнять.

Группа 2. Хорнада вторая - эксперимент короля над принцем и его последствия; роль монолога Сигизмундо; общий вывод героя относительно познания мира.

О мой свет, что я вижу! О мой свет, что я слышу! Я испытываю удивление и немею, Верю и ни в свою удачу.

Я в палатах несравненных? Как же я сюда попал? Я в парче, Между слуг, великолепно наряженных?

Я проснулся от сна В красивом ложе? и меня убирают слуги В пышную одежду и ясную?

Не говорите, что сон - заблуждение: Я возбудился, день сияет,- Или я не Сигизмундоя? Почему такой ко мне почет?

Почему так произошло с воображением моим, Пока спал я, что себя я здесь увидел не во сне?

Судьбу все же не обмануть, Кто бы здесь мог меня поучать? Им позволю служить, и пусть будет то, что будет.

(Сцена третья).

…Если бы ты жизнь не дал, Я б не сетовал, тиран, И жизнь, тобой данную, Ты же у меня и отобрал.

Дать - это благородное дело, Которое не меряется золотом, но дар отнять потом - Это уже вещь низкая и лукавая.

(Сцена шестая).

…Имею ли

Я тебе составлять дьяк? Ты душил мою свободу, Итак, старый уже и преклонный, Что даешь возле могилы? То, что есть моим от роду!

Ты - мой отец и король; Я наследую по праву Все это величие и государство и твою в государстве роль.

Знай, хотя я в таком состоянии, И к тебе строгим буду, Притяну тебя к суду За то время, когда в цепях

Я провел свой юный век, и уже благодари, виноватый, Что не правлю из тебя платы, Так как же у меня ты - должник.

(Сцена шестая).

…Или это сон или, может, явь То, что вижу,- я не знаю. Я не сплю, так как ощущаю, Кем я был и кем я стал.

И, хотя раскаиваешься и споришь, Мало удастся уже тебе; Знаю, кто я, и, Ты меня уже не покоришь

И не покоришь; я приму, унаследовав, эту корону; и, если ты без закона Бросил сына в тюрьму,-

Это были предательство и афера, Что было мое имя? Я не знал, и узнал, что я - это слияние человека и зверя.

(Сцена шестая).

…Или это я? В тюрьме, как тать, Я окованный кандалами. Как это произошло? Я не знаю. Или гробница ты моя, Вежо? Да! Мой Бог, я спал и жил такими снами!

(Сцена восемнадцатая).

Группа 3. Хорнада третья - третья встреча Сигизмундо с Росаурой; победа героя над зверем, который жил в нем; финал карнавальной линии шута Кларина; династический брак в финале пьесы и его роль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент