x x
menu

Причины и следствия эволюции образа Сигизмундо

Цель: проследить причины и следствия эволюции образа Сигизмундо; учить формулировать и высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в драме; учить аргументировать свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

Оборудование: цитаты пьесы Кальдерона «Жизнь - это сон». Тип урока: урок-исследование.

Моим учителем был сон... (со слов Сигизмундо).

Ход урока.

I. АКтуализация знаний.

Проверка домашней задачи.

«Методика взаимных вопросов».

Ученики озвучивают подготовленные дома вопросы, одноклассники отвечают на них. В конце этого вида работы ученики определяют вопросы, которые были интереснейшими, объясняют почему.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Всю своя жизнь люди проводят прикованными к стенам темной пещеры. Цепи держат их так крепко, что можно и увидеть даже единственный солнечный луч, который проникает в тюрьму. Тени на стене - вот та жизнь, которую они считают настоящей. Когда же одному из заключенных случайно посчастливилось побывать на свободе и он, вернувшись, восторженно рассказал братьям по несчастью о свободной жизни, они, конечно, ему не поверили...» Так в I ст. до н. э. описал Платон жизнь невольников, заключенных в пещере. Притча Платона, популярная в эпоху барокко, стала своего рода ключом к пьесе Кальдерона. Настоящей же темой пьесы является трагедия молодого человека, который, не зная и не понимая жизнь, должен сделать свой выбор. «Моим учителем был сон»,- так сказал о себе герой драмы Кальдерона. Именно о формировании его жизненной позиции, о выборе Сигизмундо мы сегодня и поговорим. (Ученики записывают тему урока и эпиграф).

III. РАбота над темой урока.

Учитель. Особенность композиции пьесы заключается в том, что она освещает три качественно разных, последовательных «этапа» духовной эволюции главного героя. Проследив путь, который он прошел, мы поймем, как он смог сформировать в себе человека.

(Для продолжения урока класс объединяется в 4 группы. Учитель заранее готовит талоны для деления - цитаты из произведения, разрезанные на количество, необходимое для создания групп.

Цитата 1. «...Неба, почему свалился, // упал такой на меня гнев, // Что за преступление я совершил // против вас - что родился?»

Цитата 2. «О, мой свет, что я вижу! // О, мой свет, что я слышу! // Я испытываю удивление и немею, // Верю и ни в свою удачу».

Цитата 3. «Сын, этот благородный поступок // возвращает мне вторично // в этот день тебя,- ты принц!»

Цитата 4. «Вот в чем нерешительностей причина. Из-за этого // живут напасти наши столько лет»).

Задача для группы 1. Подготовьте выразительное чтение ключевых отрывков и анализ хорнады первой; особое внимание обратите на обстоятельства, которые повлияли на формирование характера Сигизмундо.

Задача для группы 2. Подготовьте выразительное чтение ключевых отрывков и анализ хорнады второй; особое внимание обратите на обстоятельства, которые повлияли на формирование характера Сигизмундо.

Задача для группы 3. Подготовьте выразительное чтение ключевых отрывков и анализ хорнады третьей; особое внимание обратите на обстоятельства, которые повлияли на формирование характера Сигизмундо.

Задача для группы 4. Сравните образы Гамлета и Сигизмундо, выразительно прочитайте монологи героев.

Время на обработку материалов и подготовку ответа - 10 минут, после чего группы презентуют результаты работы.

Ожидаемые результаты работы групп

Группа 1. Хорнада первая - роль тайн в хорнаде; история заключенного принца Сигизмундо, его взаимоотношения с небом и с людьми; смысл двусторонности образа Сигизмундо «человек - зверь»; трактование драматургом проблемы свободы личности; смысл философской притчи о двух мудрецах-нищих.

 

…знал из мира лишь одно я, Что колыбелью и гробом стала эта тюрьма мне; и хотя в захолустье, Где с рождения лишь голые Вижу скалы в этой окрестности, Я, живой скелет, живу, Душу потеряв живую В беспросветной этой неволе;

И хотя здесь я до сих пор Видел, слышал лишь единственного, того, что учит меня, человека, Который мне о небе и мире сказал; и хотя излишне Ты испугался и злу поверил и между теней и вампиров Монстром зовешь меня,- Я здесь зверь среди людей и человек среди зверей;

И хотя было не мед,

Все я видел, все я сверил,

Учился обращению у зверей,

Постигал птичий лет

И читал я движение планет,

А по ним - человеческие дороги,-

Именно ты мои тревоги

Унял, поднял мой дух,

Взгляд потешил мой и слух,

Оживил меня хотя немного.

Вот смотрю на тебя я, То захватываюсь тобой и с жадностью новой Вижу, как твой взгляд сияет. Жажда не вина моя, То и глазами смерть пью; Больше я страха не имею, Хотя и гибну, и все пью, Судьбу видя свою, и, чтобы видеть,- умираю.

Тебя же видеть - это умирать; Я не знаю, кроме осуждения, что мне, слабому, будет, Как не видеть и ждать.

 

Будет зло - не благодать, Боль, гнев ярый; Будет смерть, так как смерть - это дать После мучений и смятение Несчастливому жизнь, а у счастливого отнять.

Группа 2. Хорнада вторая - эксперимент короля над принцем и его последствия; роль монолога Сигизмундо; общий вывод героя относительно познания мира.

О мой свет, что я вижу! О мой свет, что я слышу! Я испытываю удивление и немею, Верю и ни в свою удачу.

Я в палатах несравненных? Как же я сюда попал? Я в парче, Между слуг, великолепно наряженных?

Я проснулся от сна В красивом ложе? и меня убирают слуги В пышную одежду и ясную?

Не говорите, что сон - заблуждение: Я возбудился, день сияет,- Или я не Сигизмундоя? Почему такой ко мне почет?

Почему так произошло с воображением моим, Пока спал я, что себя я здесь увидел не во сне?

Судьбу все же не обмануть, Кто бы здесь мог меня поучать? Им позволю служить, и пусть будет то, что будет.

(Сцена третья).

…Если бы ты жизнь не дал, Я б не сетовал, тиран, И жизнь, тобой данную, Ты же у меня и отобрал.

 

Дать - это благородное дело, Которое не меряется золотом, но дар отнять потом - Это уже вещь низкая и лукавая.

(Сцена шестая).

…Имею ли

Я тебе составлять дьяк? Ты душил мою свободу, Итак, старый уже и преклонный, Что даешь возле могилы? То, что есть моим от роду!

Ты - мой отец и король; Я наследую по праву Все это величие и государство и твою в государстве роль.

Знай, хотя я в таком состоянии, И к тебе строгим буду, Притяну тебя к суду За то время, когда в цепях

Я провел свой юный век, и уже благодари, виноватый, Что не правлю из тебя платы, Так как же у меня ты - должник.

(Сцена шестая).

…Или это сон или, может, явь То, что вижу,- я не знаю. Я не сплю, так как ощущаю, Кем я был и кем я стал.

И, хотя раскаиваешься и споришь, Мало удастся уже тебе; Знаю, кто я, и, Ты меня уже не покоришь

И не покоришь; я приму, унаследовав, эту корону; и, если ты без закона Бросил сына в тюрьму,-

 

Это были предательство и афера, Что было мое имя? Я не знал, и узнал, что я - это слияние человека и зверя.

(Сцена шестая).

…Или это я? В тюрьме, как тать, Я окованный кандалами. Как это произошло? Я не знаю. Или гробница ты моя, Вежо? Да! Мой Бог, я спал и жил такими снами!

(Сцена восемнадцатая).

Группа 3. Хорнада третья - третья встреча Сигизмундо с Росаурой; победа героя над зверем, который жил в нем; финал карнавальной линии шута Кларина; династический брак в финале пьесы и его роль.

Еще раз гляньте, я покорный Своей судьбе; я уже знаю, Что жизнь - это сон. Вы слышали? Прочь, тени! Хотя помертвелым Вы моим чувством вернули Плоть и голос, и нет Голоса у вас и плоти. Я не хочу отдаваться ложный величия и великолепия, ведь это лишь сон, Который развеется. Первым ветерком утренним, Как бывает с миндалем, Который расцвел на рассвете Неожиданно и нежданно, и при первом порыве, увянут рано Лепестки его розовые, Поблекнув с днем тревожным. Я познал вас, я вас видел и я ведаю, это с каждым Тем, кто спит, такое бывает; разочарованный до края. Уже не сдамся, Так как жизнь - это сон, я знаю.

(Сцена третья).

 

Что приводит в удивление вас? Удивительно ли, Когда сон был мой учитель, и боюсь, как не противно, Что проснуться могу Снова в замкнутой темнице? а когда этого не будет, То оно мне приснится; Итак, я убедился В том, что все счастье человеческое, В конце концов, как сон, минует, и я хочу воспользоваться Счастьем тем, что время дарит; Я прошу вас, виноватый, Ошибки простить наши, Так как благородно их прощать.

(Сцена четырнадцатая).

Ощущая тревогу, Побед я жду больших и наибольшую, будто мучение, - это смочь себя...

(Сцена четырнадцатая).

(Перевод М. Литвинца).

Группа 4. Шекспир и Кальдерон писали свои драмы в одну и и ту же эпоху - эпоху европейского барокко. Главные герои пьес Шекспира «Гамлет» и Кальдерона «Жизнь - это сон» Гамлет и Сигизмундо, с одной стороны, очень похожи, но с другой, совсем разные люди.

Гамлета и Сигизмундо переполняет чувство мести. И если Гамлет стремился отомстить за убийство своего отца, то Сигизмундо хотел потерять отца, отомстив ему за свою испорченную жизнь. Гамлет, в отличие от Сигизмундо, не был игрушкой слепой судьбы или грандиозных внешних сил, которые являются характерными для драматургии эпохи барокко. Сигизмундо ежесекундно одолевал в себе зверя, а Гамлет был носителем гуманистического самосознания, вступал в конфликт с антагонистами, которые олицетворяли неумолимую реальность «времени, которое свихнулось». Можно сказать, что Гамлет - это герой-гуманист, герой-интеллектуал, который не может свести свою задачу к акту личной мести. Гамлет клянется стереть «всю мудрость книжную», и стереть ее он не в силах и потому остается интеллигентом-гуманистом.

 

Когда Сигизмундо вторично заперли в башне, юноша остался совсем одиноким. Гамлет не мог никому доверять, кроме своего верного друга Горация. Гамлет не смог простить Клавдия (своего дядю) за убийство отца, погибли и Гамлет, и Клавдий. Сигизмундо же прощает отца и возвращает ему трон, обращается к нему, как подчиненный к монарху. Этот поступок воспринимается как удивительная метаморфоза «зверя», проявление сущности человека, который связывает ее с бесконечностью, с Богом. Осознав, что жизнь - это сон, Сигизмундо познал и глубинные истины, и настоящие ценности бытия. Он осознал бесполезность богатства, удовлетворение, честолюбия, власти и т. п., ведь люди не имеют этого на самом деле и не ведают, что видят лишь сновидения. В пьесе «Жизнь - это сон» последовательно прослеживается идея: человек может и должен одолевать не судьбу, а самого себя, духовно и морально совершенствуясь, и этот путь ведет к Богу.

Быть, или не быть - вот вопрос.

Что благороднее? Повиноваться судьбе

И боль от острых стрел ее терпеть,

Или, столкнувшись в герце с морем бедствия,

Положить край ему? Заснуть, умереть -

И все. И знать: вечный сон спасет,

Из сердца вынет боль, лишит плоти,

А заодно страданий. Чуть ли не желанный

Для нас такой конец? Заснуть, умереть.

И спать. Вот в чем хлопоты,

Какие нам сны приснятся после смерти,

Когда избавимся от земных сует?

Вот в чем нерешительностей причина. Из-за этого

Живут напасти наши столько лет.

Так как кто бы терпел бичи и поругания времени,

Гнет вельможи, гордеца пренебрежения,

Оттолкнутую любовь, несправедливость,

Властей произвол, волокиту суда,

Над добродетелью скромной бесчестная насмешка,

Когда бы он простым лезвием мог себе

Получить вечный покой? Кто стонал бы

Под бременем жизни и пот свой лил,

Когда бы не страх попасть после смерти

В тот край неведомый, откуда еще никто

Не возвращался? Страх этот нас безволит

И в обычных бедах мы хотим жить,

Чем политься к неизвестным нам.

Так ум пугливыми нас делает,

Яркие краски нашей отваги

От раздумий теряют цвет свой,

 

А намерения высокие, едва родившись, Умирают, еще не воплотившись в действие.

(В. Шекспир. «Гамлет». Перевод Л. Гребенки).

Ох, горе здесь мне! Ох, я несчастный!

Неба, почему свалился,

Упал на меня такой гнев,

Что за преступление я совершил

Против вас - что родился?

Все я взвесил, рассмотрел,

Разобрался в причине,

Это и жестокость вашу ныне

Я постиг уже сполна,

Ведь преступление и вина -

Это родится человеку.

Хочу знать все, как есть,

Чтобы не мучиться кручиной

(Хотя я знаю, что виной

Здесь рождение мое),

Почему недоля меня бьет,

Чтобы еще больше я страдал

Из-за того, что мир познал?

Другие также родились,

Почему же им права судились

Те, которых я век не имел?

Птица родится, как из тьмы,

И красуется летом,

Похожими красками на цветок

Или на веточку крыльями,

Когда синеву грудью

Режет и польется с высоты,

Забросив без грусти

Где-то гнездышко на границе,-

Почему, как имею больше души,

Имею меньше я свободы?

Зверь родится и крепкую

Носит шкуру, разномастную,

Будто знак звезд злосчастный,

Кисти мудрую тайну,

Когда суть являет страшную

И жестокую от природы,

Человеческой силе идет против

В опасности один на один,-

Почему с лучшим чувством

Имею меньше я свободы?

Рыба родится и не дышит,

 

В пене играет морской,

Будто лодка из трески

Та, что волна баюкает,

Чтобы ей плелось свободнее,

И глубокие меряеть воды,

Захотев прохлады,

Аж на дно ныряет в тину,-

Почему как больше порывов,

Имею меньше я свободы?

Родится ручей, плывет,

Между цветами змеится,

Будто серебро несет водица

Между цветами живет,

Когда звонко зовет, зовет

Между цветами к согласию

И в полях без препятствия

Плывет свободно, будто дитя,-

Почему как имею большее знаний,

Имею меньше я свободы?

Что на меня еще упадет?

Будто Этна, я пылаю

И готов от отчаяния

Сердце вырвать из груди:

Где закон, причина где,

Чтобы человеку, будто для страха,

Отобрать преимущество

С ней и льготу еще такую,

Что Всевышний дал ручью,

Дал и рыбе, и зверю, и птице?

(П. Кальдерон. «Жизнь - это сон», хорнада первая, сцена вторая. Перевод М. Литвинца).

IV. Рефлексия.

1. Беседа.

• В чем усматривает Сигизмундо счастье и волю?

• Какой выход из «безвыходной» ситуации «Жизнь - это сон» предлагает автор драмы?

• В каком из двух монологов (Гамлета и Сигизмундо) сон является метафорой смерти, а в каком - метафорой жизни?

2. «Круг Вена».

Методический комментарий.

«Круг Вена» - учебная методика, которая используется с целью научить учеников осуществлять сравнительный анализ с обязательным синтезом его результатов. В процессе работы учитель выделяет направления (подтемы, проблемы, литературные образы, биографии авторов и т. п.), к решению которых необходимо обратиться в ходе раскрытия темы. Как правило, их бывает 2-3. информация, которая касается конкретной проблемы, высокомерничает отдельному кругу. В общую часть записывается информация, которая является общей и касается всех выделенных составляющих.

Гамлет - Сигизмундо

Гамлет Сигизмундо

 

 

 

Утратил отца;

Руководит жизнью сам;

Носитель гуманистического

Самосознания;

Имеет друга;

Интеллектуал;

Не прощает Клавдия;

Старается

Изменить судьбу;

Гибнет

 

■ отец подверг заключению сына,

• не имеет воли;

• ежесекундно «одолевает в себе зверя»;

• одинокий;

• перерождается;

• прощает отца, возвращает ему трон, покоряет;

■ счастливый конец

V. ДОмашняя задача.

Написать произведение-раздумье «Победить в себе зверя - это личная проблема героя или вечная проблема каждого человека?»; подготовиться к тематической контрольной работе.

Страницы: 1 2 3

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать