x x
menu

Предчувствие трагической судьбы, любовь и смерть — важнейшие мотивы лирики Ф. Гарсия Лорки

Цель: ознакомить учащихся с основными фактами биографии, ведущими мотивами творчества испанского поэта Ф. Гарсия Лорки; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову. оборудование: учебник, портрет Ф. Гарсия Лорки, тексты стихотворений в переводе м. И. Цветаевой.

Прогнозируемые Результаты: учащиеся знают основные факты биографии, ведущие мотивы творчества, место Ф. Гарсия Лорки в испанской и мировой литературе; характеризуют творчество поэта как проявление новейших течений и тенденций в поэзии; умеют оперировать полученными знаниями; участвуют в обсуждении проблем развития модернизма в искусстве; доказательно излагают собственную точку зрения; выступают с сообщением обобщающего характера; выразительно читают и комментируют стихотворения; раскрывают индивидуальность творческих поисков Ф. Гарсия Лорки. тип урока: урок художественного восприятия. ХОД УРОКА I.

Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Заслушивание нескольких творческих работ (см. Домашнее задание предыдущего урока) III. Постановка цели и задач урока . Мотивация учебной деятельности Учитель. Испанец Федерико Гарсия лорка (1898-1936) — один из крупнейших поэтов прошлого века, замечательной эпохи в истории мировой поэзии. Гарсия лорка (именно так правильно произносить фамилию поэта, хотя на других языках его нередко называют просто лорка) родился в обеспеченной семье потомственных землевладельцев близ Гренады.

В его поэзии всегда ощущалась связь со своей землёй, в ней «дышали почва и судьба» по выражению русского современника Гарсия Лорки — Бориса Пастернака. Андалусия, южная область Испании, край христианский и мусульманский, арабский и романский… Край яркого солнца и простых людей, которые не потеряли живого ощущения своего единства с природой, с прошлым и будущим. Здесь, в атмосфере, насыщенной народной музыкантом и поэзией, возрастал Федерико Гарсия лорка, испанский драматург и театральный режиссёр, поэт и автор эссе об искусстве. только в Испании, стоящей на грани эпох, религий, континентов, было возможно рождение такого поэта, как Гарсия лорка. Он страстно, за собственным выражением, «безумно» любил всё народное. Смолоду и до конца жизни Федерико записывал, собирал, исполнял и пропагандировал народные песни.

Важно понять, что делал он это не только, а может, и не столько с целью популяризации фольклора, сколько подчиняясь внутренней потребности сверять свой голос с голосом народа. Жизнь и смерть Федерико Гарсия Лорки — это жизнь и смерть истинного поэта.

IV. Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — Судьба Гарсия Лорки трагична. Он погиб в 1936 г.

, не дожив до 40 лет. Но за этот краткий срок им были созданы выдающиеся поэтические и драматургические произведения, среди которых прежде всего выделяются «Поэма о кантехондо», «Цыганское романсеро», книга стихов «Поэт в Нью-йорке», пьесы «любовь дона Перлим-пина», «Публика», «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды альбы».

Главную линию в творчестве Гарсия Лорки можно определить как фольклор-но-мифологическую, а влияние фольклорного мироощущения — определяющим. Из народной поэзии он заимствует «глубинную сущность», «только самые колоритные трели». Стихи роднит с народной песней «не форма, а нерв формы». через всё творчество Гарсия Лорки проходят такие мотивы, как фатальная судь - Федерико Гарсия лорка ба, любовь, смерть. Эти давние мотивы испанской народной поэзии приобрели В его творчестве черты современности и позволили глубоко и полно воссоздать действительность. Когда впервые читаешь стихи Гарсия Лорки, кажется, что наблюдаешь райский сад: краски и звуки сливаются в невероятно пёструю и в то же время гармоничную смесь. На глазах читателя происходит творение мира, в котором человек выступает в роли созидателя.

2. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве Федерико Гарсия Лорки (см. Домашнее задание Предыдущего урока) (Учащиеся составляют тезисы.) 3. работа над идейно-художественным содержанием Стихотворения из сборника «Цыганское романсеро» 1) Слово учителя — В своих стихах Ф.

Гарсия лорка не только воссоздавал мотивы и образы народного творчества. Главным для него было — передать глубинное содержание, дух фольклора, отразить нежную, искреннюю, зажигательную и горячую душу Испании. В «Цыганском романсеро», своей самой цельной поэтической книге, Гарсия лорка возродил и преобразовал этот традиционный испанский жанр.

Замысел книги состоял в том, чтобы «слить цыганскую мифологию с сегодняшней обыденностью». Почти все романсы открывает преображение реальности, полное тревожных предвестий. лирика Гарсия Лорки передаёт страстный темперамент испанцев, их любовь к песне, танцу, гитаре. В стихотворении «Гитара» любимый музыкальный инструмент испанцев — живое существо; она поёт, рыдает. Судьба и творчество Ф. Гарсия Лорки волновали м.

И. Цветаеву. Она, как и испанский поэт, готова была жертвовать всем во имя прав человека, любви к ближнему, свободы. Выбор поэтессы был сделан. Гарсия лорка должен быть услышан читателем её многострадальной родины. В историю русской литературы м. И.

Цветаева вошла не только как оригинальная поэтесса, прекрасный эссеист и критик, но и как непревзойдённый мастер поэтического перевода, обладающий чувством глубокого понимания внутреннего смысла текста оригинала, предельно бережно к нему относя щегося. 2) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся «жемчужин» переводов М. И. Цветаевой испанского поэта: «Гитара», «Пейзаж» 3) Аналитическая беседа Š Почему м. И. Цветаева остановила свой выбор на стихотворении Ф. Гарсия Лорки «Гитара»? (В нём выразились не просто восхищение Гарсия Лорки прекрасным испанским народным инструментом, а преклонение перед теми, кто, взяв в руки гитару, уже не может молчать и говорить только правду, перед теми, кто звуками струн и голосом хочет высказать чувства, переполняющие его, исполнителя, душу.) Š О чём поёт гитара? Š В каких строчках стихотворения появляется тоска по дали? Š С какой целью автор использует повторы отдельных строк и какую роль играет этот художественный приём в раскрытии основной идеи стихотворения? Š В чём состоит трагедия лирического героя? Откуда идёт предчувствие беды? Как вы его ощущаете? Š Как вы думаете, гитара для поэта только музыкальный инструмент или средство, способ общения с миром, с природой? мотивируйте свою точку зрения. Š Как бы вы передали идею стихотворения «Пейзаж» в рисунках? Какие краски доминировали бы у вас и почему? Š На что обращает наше внимание поэт в стихотворении «Пейзаж»? Š Откуда исходит тревога? Какие строки говорят об этом? 4. анализ лирического стихотворения (в парах) Задание. Проанализируйте одно из стихотворений сборника «Цыганское романсеро»: раскройте его идею, тему, особенности художественной манеры поэта (образность, тропы, рифму и т. п.) 5. Самостоятельная работа со статьёй учебника «Драматургия Ф. Гарсия Лорки» (см. Домашнее задание предыдущего урока) С последующим выполнением проблемного задания (в группах) ♦ расскажите о драматургии Ф. Гарсия Лорки. Как вы думаете, Почему он чаще всего обращался к жанру трагедии? Каковы ос Новные мотивы трагедий «Кровавая свадьба» и «Дом Бернарды Альбы»? 6.

Презентация результатов выполнения проблемного задания Представителями групп V. Рефлексия . Подведение итогов урока 1. «микрофон» ♦ Поэзия Ф. Гарсия Лорки заставляет вспомнить слова другого поэта — а.

а. Блока, которыми он начал свою статью «Поэзия заговоров и заклинаний» (1908): «то, что было живой необходимостью для первобытного человека, современные люди должны воссоздать окольными путями.

Непостижимо для нас древняя душа ощущает как единое и цельное все то, что мы сознаем как различное и враждебное друг другу». Как эти слова могут быть применены к образному строю стихов Гарсия Лорки?

♦ Прокомментируйте слова одного из современников Ф. Гарсия Лорки — Сальвадора Дали — по поводу стихотворений из сборника «Цыганское романсеро»: «Кажется, что здесь есть сюжет, а ведь его нет». Почему эти слова поэт счёл наивысшей похвалой? 2.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать