Правила сочинений

 Некоторые ученики считают лишним составление плана произведения и пишут его, забывая о том, что план - это основа работы, ее каркас, это "дисциплинирующий фактор. План предусматривает логику раздумий, гарантирует стройность построения произведения. Хорошо составленный план - это половина работы. Для приобретения и усовершенствование привычек составления плана рекомендуем:

  • План составляется в произвольной форме: то ли цитатный, вопросительными или повествовательными предложениями, или в смешанном виде.
  • Каждый пункт плана отображает один из важных направлений мысли.
  • Пункты плана не должны повторяться, дублировать друг друга.
  • Нужно сохранять преемственность и логическую подчиненность частей.

В плане предлагаем зафиксировать:

а)         о чем будет идти во вступлении и выводе;

б)         произведения, которые будут анализироваться и которые нужно вспомнить;

в)         главные цитаты, которые будут использованы в произведении;

г)         оригинальные мысли, наблюдение, впечатление.

Главное заключается в том, чтобы подход к составлению плана был творческим, осмысленным, зависимым не от схем, а от конкретной темы. Неслучайно предыдущий план или наброски использовали в своей работе не только много ученых, исследователей, а и художники, писатели. Составной частью композиции экзаменационного произведения есть эпиграф - цитата, крылатое выражение, афоризм, отрывок из песни, пословица, которые относятся перед текстом произведения или перед его разделами по правую сторону на одной третьей части  листа и  высказывают основную идею.

Каждый из писателей абсолютно индивидуальный, ни на кого не похожий, оригинальный, самобытный. Проверьте себя таким образом. Это может стать гарантией от общих слов, пустых фраз, невыразительных, необязательных и неоригинальных комплиментов писателю. Старшеклассники, абитуриенты считают (не без установок учителей), что в произведении на любую тему, о любом писателе нужно высказать собственную мысль, и именно это есть чуть ли не наибольшей заслугой работы. Поэтому поводу возникает вопрос: какое собственное литературоведческое или другое открытие может сделать юный читатель, который только начинает приобщаться к большой литературе? На чем будет базироваться его мысль? Поэтому для учителей бесценны работы выдающихся отечественных ученых прошлого, современного: они помогают приблизиться к далекой истории, учат проникать в скрытые тайны произведения. Кроме того, знакомство с талантливыми книгами и статьями об украинской литературе поможет читателям повысить уровень" собственной культуры, расширить кругозор, разобраться в сложности проблем, которые предлагаются в экзаменационном произведении.

Несколько практических советов:

  • Не судите об искусстве с подозрительной легкостью и готовностью.
  • Остерегайтесь стать напыщенным судьей гениев.
  • Избегайте бессмысленных фраз.
  • Придерживайтесь обязательного правила культуры
  • письма: используя чужую мысль, назовите автора,
  • сделайте ссылку на его работу. Ссылка сделает вашу работу более интеллигентной.          
  • Неуместное частое употребление личного местоимения во вставных конструкциях (так называемое "якание"): я думаю, я считаю, я хочу обратить внимание.
  • Не бойтесь сомнений: возможно, кажется, вероятно - эти вводные слова подчеркивают ваши раздумья.

Таким образом, удачно продуманные план и композиция произведения непременно обеспечат вам добротное выполнение экзаменационной задачи. Ученики недостаточно владеют разными стилями речи, не всегда стилистически правильно определяют свое произведение. Те школьники, в которых преобладает логическое мышление над образным, подвергаются влиянию стиля школьных учебников, литературно-критических статей, периодики. Часто за готовыми, заученными фразами тяжело доискаться собственной мысли ученика. Стремление обязательно говорить красиво порождает в творческих роботах учеников чрезмерную фальшивую красивость, словесную путаницу, потерю логики изложения.

Таким образом, ознакомление с наиболее распространенными ошибками разных видов поможет избегнуть их в творческих роботах, улучшит грамотность.

 



Портретная характеристика персонажей