x x
menu

ПОЗДНЯЯ ПОЭЗИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ

В литературу молодая Ахматова вошла как интимно-психологический поэт, который может не просто рассказать о чувствах, но и дать возможность читателю пережить вместе с ней эти чувства. Поздняя поэзия поэтессы сохраняет эту черту, но наполняется новым содержанием, осознанием тесной связи своей судьбы с судьбой народа, своей ответственности перед историей и культурой за все, что происходит в стране. Это оказалось в поэме «Реквием». По жанру поэму можно определить как лиро-эпическую, так как в ней личная трагедия осознается как трагедия всенародная, а всенародная - как личная. Части поэмы были написаны на протяжении 1935-1940 лет под влиянием страшных событий личной жизни: арест мужчины, потом сына. Но очевидно, что сложилась поэма как целостное произведение намного позднее. Об этом свидетельствует и эпиграф, датированный 1961 годом:

  • Нет, и не под чуждым небосводом,
  • И не под защитой чуждых крыл,
  • Я была тогда с моим народом,
  • Там, где мой народ, к несчастью, был.

Этот эпиграф раскрывает глубокое осознание связи своей судьбы с народной, как через года личное отступало перед трагедией истории. Название поэмы «Реквием 1935-1940» воспринимается не как траурная мелодия в память об отдельных людях, а как реквием всем тем страшным годам истории. Не случайная и часть поэмы «Вместо предисловия», датированная апрелем 1957 г., именно с этих пор начинается «оттепель», отказ руководства страны от крайних проявлений тоталитаризма. На вопрос одной из женщин в очереди возле тюрьмы, сможет ли Ахматова описать «это», поэтесса отвечает: «Могу». Читатель воспринимает этот ответ в контексте своей предыдущей информации: теперь, в 1957 году, «могу» рассказать не только о себе, а и о народе, который выстрадал, выстоял, победил эти года. Части поэмы «Посвещение» и «Вступление» создают не только эмоциональное расположение духа для восприятия текста поэмы. Они создают картину всенародного страдания. Поэтесса избегает личного местоимения «я», вместе с тем выходит «мы»:

  • Звезды смерти стояли над нами,
  • И безвинная корчилась Русь
  • Под кровавыми сапогами
  • И под шинами черных пантер.

Дальше из первой к десятой части перед читателем возникает трагедия Человека, Женщины, Матери, которую поэтесса раскрывает через собственную, личную. Множество впечатляющих деталей, оттенков чувства потери близких принуждают читателя пережить вместе с героиней эти страшные события. Части поэмы создавались именно в эти ужасные года - 1935-1940. Возможно, именно стихе и помогли поэтессе выстоять, давали надежду, так как стихи эти раскрывают безграничную одинокость героини. В последней, десятой части поэмы возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания. Этот образ не возникает неожиданно. Тема без вины казненных, осужденных: «На губах твоих холод иконки» (ч. І), «И звон кадильный, и следы куда-это в никуда» (ч. V), «О твоем кресте высоком и в смерти говорят» (ч. VI). Образ Богоматери, эпиграф к последней части предоставляют поэме не только широкого обобщения. Они наполняют поэму новым содержанием. Потеря их - страшная трагедия, но, как и смерть Христоса, должна возбудить человеческую совесть, так как зло можно преодолеть, так как явится новое понимание человека. Ахматова в это верит. Иначе, как бы могли появиться строки эпилога:

  • А если когда-нибудь в этой стране
  • Воздвигнут, задумают памятник мне...

Ее пятнадцать лет не печатали, арестовали мужа и сына, она должна была сломаться, но не только не сломалась, но вопреки собственной судьбе верит в победу добра, в торжество справедливости. Жизнь и творчество А. Ахматовой - пример большого мужества поэта, на судьбу которого выпало страшное время. Поэма «Реквием» - яркий этому доказательство. Вся жизнь Ахматова ощущала себя поэтом, призванным рассказать потомкам о трагической судьбе своего народа. Своя поэтическая обязанность А. Ахматова выполнила.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать