Повести Н.В.Гоголя в цикле в «Миргород»

Повести Н.В.Гоголя, вошедшие в «Миргород», были  опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а  затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя.  Сборник «Миргород» во многом является продолжением первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного  дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том,  как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому  описанию картин украинской природы, читатель найдет в  этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский  лукаво-иронический юмор.

Писатель, давая «Миргороду»  подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров  на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же  образом.  Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается  от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о  том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический  метод изображения действительности.

Писатель отражает  жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее  существенное с социально-психологической точки зрения.  Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович  и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван  Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как  поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).  Выражением величия народного духа является образ Тараса  Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпической широтой изобразил один из наиболее драматических периодов в истории украинского народа - период  борьбы за независимость против панской Польши (см.  «Тарас Бульба»).  Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не является самоцелью, а служит определенным средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так,  нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении  аристократической верхушки села и противостоят народу.  Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский  юмор.

Он становится острее, резче, часто переходит в  сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по  верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы»,  свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности  противоречий окружавшей его действительности. Писатель  видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют  социальную природу. Характеры миргородских помещиков  и чиновников - порождение определенного жизненного  уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки  этого уклада, и в этом трагизм их положения. 

МИФ - предание, возникшее в глубокой древности,  ранний вид устного народного творчества.  Миф отражает  стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существовании  божественных сил. По форме миф напоминает сказку,  близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе всегда  объясняется то, о чем рассказывается. В отличие от легенды, миф не имеет элементов подлинного факта, а целиком  исходит из вымышленного. 

МОДЕРНИЗМ - общее значение направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, выражающих  кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент