x x
menu

Построение сложного предложения

Ученики 5-6 класса только формируют навыки использования различных синтаксических средств. Поэтому в их работах ошибки в построении сложного предложения немногочисленны и чаще всего порождены тем, что рука не успевает за мыслью: Поднимешь листик клена, то увидишь всю его красоту. – Типичный случай: ученик начал строить предложение по одной синтаксической модели (очевидно, как простое с однородными сказуемыми: Поднимешь листик клена и увидишь его красоту.), а продолжил в соответствии с другой синтаксической схемой, как сложноподчиненное: Если поднимешь листик клена, то увидишь всю его красоту. Характерно для учеников 5-6 классов (впрочем, и для более старших) ненужное употребление указательного слова То
, обычно перед изъяснительным придаточным с союзом или союзным словом Что
. С этой ошибкой часто сопряжена и пунктуационная ошибка – отнесение слова То
к придаточному: Герасим понял, то что собаку надо уничтожить. Понятно, что в приведенном случае даже постановки запятой непосредственно перед Что
недостаточно; слово То
нужно убирать: Герасим понял, что собаку надо уничтожить. Ученики 7-8 классов знакомы с большим количеством синтаксических средств. Слабое развитие речи приводит к гораздо большему количеству речевых ошибок в тех случаях, когда школьник должен продемонстрировать усвоенные навыки, что особенно хорошо видно в изложениях. Ученики 7-8 классов чаще нанизывают одинаковые союзы и союзные слова, "грешат" смешением конструкции: Бульба, когда его привязали к дереву и уже зажгли под ним костер, он увидел на берегу корабли и закричал об этом своим казакам. - Следует как минимум убрать второе и явно ненужное подлежащее Он
. Характерны для работ учеников этих классов и ошибки во взаиморасположении частей сложного предложения. Особенно много таких ошибок в сложных предложениях, включающих деепричастия: Несмотря на то, что городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. – Выходит, что городничий "безмерно счастлив" из-за того, что купцы на него жаловались. Предлагаемый вариант правки: Городничий безмерно счастлив несмотря на то, что только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него. – Впрочем, в этом случае лучше избавиться от тавтологического сочетания "что только что" (например, заменить на "что недавно"). Встречаются и ошибки, порожденные слабым представлением о синтаксических законах, например, выделение придаточного предложения в самостоятельное высказывание: Когда Дедал спустился. Он сказал сыну, что они улетят с Крита. Впрочем, эти случаи единичны. К концу 9 класса ученик уже должен владеть основными навыками и умениями, необходимыми для грамотного формулирования.

Нечитающие дети к этому времени практически не способны выполнять требования программы. Разумеется, они могут выучить правило и применить его, но дальше усвоения норм пунктуации дело не идет. Ошибки учеников 9-11 классов связаны чаще всего с отставанием в развитии.

Для таких школьников полезной будет работа с дидактическим материалом, собранным не только в работах старшеклассников, но и учеников 5-8 классов, поскольку здесь идет речь не о повторении, а об обучении заново. В сочинениях старшеклассников, плохо усвоивших литературный материал и не владеющих навыками грамотного построения синтаксических конструкций, часто встречается неоправданное многословие, в том числе и приводящее к ошибкам в построении сложного предложения.

Многословие это объясняется, кроме вышесказанного, еще и тем, что школьник старается написать сочинение заданного объема (для 10 класса – 2,5–3 листа, для 11 – 3–3,5 листа). В результате появляются, например, такие сентенции: Мне кажется, что Катерина уже в тот момент знала о своей смерти, что она простится с жизнью. – Эту фразу можно понять и так: она – это смерть. Разумеется, слова "о своей смерти" нужно убрать.

Частая ошибка старшеклассников – неверное взаиморасположение стоящих рядом союзов: Чацкий так же, как и Базаров, представитель нового времени, он тоже не склонял голову перед авторитетами, и за что был отвергнут обществом, он выделялся и не был таким, как и все. – В этом предложении союз И
должен стоять после союзного слова (за) что
: "…за что и был отвергнут обществом". Кроме указанной ошибки, в этом предложении есть многословие: "он выделялся и не был таким, как и все". Больше того, сообщение о том, что Чацкий "не был таким, как все", по смыслу соотносимо с главным предложением, а потому некорректно выделять его в самостоятельное простое предложение в конце всего высказывания. Таким образом, в исправленном виде это предложение будет выглядеть так: Чацкий так же, как и Базаров, представитель нового времени, он тоже не склонял голову перед авторитетами, не бы таким, как все, за что и был отвергнут обществом. Еще одна характерная для старшеклассников ошибка – неверное расположение придаточной части: После тоста за красивых женщин из уст Долохова, который звучал язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. – Придаточное предложение должно относиться к слову "тост", но помещено так, будто зависит от слова "Долохова". Можно просто заменить сказуемое в придаточном предложении: После тоста за красивых женщин из уст Долохова, который говорил язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. Можно и исправить порядок расположения частей, но тогда придется менять падеж распространенного обстоятельства "из уст Долохова" и помещать это обстоятельство в придаточное предложение: После тоста за красивых женщин, который в устах Долохова звучал язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. Часто старшеклассники торопятся, в результате чего возникают ошибки, не всегда поддающиеся классификации: Катерина не понимала, где хорошо, где плохо, а если и понимала, то очень плохо, поверхностно, так сказать, по теории, которую ей говорили в церкви. – Во-первых, при чем здесь "где"? Речь идет о Катерине из пьесы Островского "Гроза".

Эта героиня отлично понимала, где ей было хорошо, а где стало плохо. В чем же дело? А дело в следующем. Ученик хотел сказать, что Катерина не могла определить, морален или нет тот или иной её или чужой поступок, а если и определяла, то в соответствии с теми этическими нормами, которые она восприняла через религиозные православные догматы. Но как коряво это выражено! Судите сами: "понимала… по теории"; "по теории, которую ей говорили". Вот еще иллюстрация негативных последствий торопливости: Писатель рисует картины отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности и многое другое, что может происходить в жизни любого человека. – Как это: "Писатель рисует картины отдельных людей"?

Видимо, пропущено слово, имелось в виду сочетание "картины жизни". Кроме того, "отношения, характеры, привязанности" не могут происходить. Очевидно, следовало сказать так: Писатель рисует картины жизни отдельных людей, описывает их отношения, характеры, привязанности и рассказывает о многих событиях, которые могут произойти в жизни любого человека. Торопливость приводит и к курьезам: В женских образах Ольга противопоставляется Агафье Матвеевне, Штольц – антипод Обломова. – выходит, Штольц и Обломов – женские образы. Предлагаю школьникам самим попробовать исправить эту ошибку.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать