Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием»

Цель:
Познакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества А. А. Ахматовой; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта; развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся. Оборудование:
Портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А.

А. Ахматовой, текст поэмы «реквием». Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А.

Ахматовой; интерпретируют стихотворения; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «реквием», о её жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения. Форма проведения:
Урок-диалог.

Организационный

Этап
Актуализация

Опорных

Знаний
Беседа
♦ Каков был круг интересов молодой А. А.

Ахматовой? расскажите о происхождении её литературного псевдонима. ♦ Когда состоялся поэтический дебют А.

А. Ахматовой? ♦ Какие лирические сборники были выпущены поэтессой до революции? Как они были приняты читателями? ♦ Каково ваше впечатление от стихотворений А.

А. Ахматовой? III
.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. «Есть три эпохи у воспоминаний»,— сказала однажды А. А.

Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная творческая судьба тоже располагается примерно в трёх различных биографических периодах.

Один из них, молодой, начальный, отмеченный сборниками «Вечер», «чётки» и «Белая стая»,— дореволюционный; основные художественные принципы, свойственные А. А. Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда ещё совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике, к а. С.

Пушкину, м. Ю. лермонтову, Ф. И. тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе — поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм. Второй период несравненно более протяжённый во времени: если литературная деятельность А.

А. Ахматовой до революции охва тывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции и примерно до начала 1930-х гг. она переживала внутренне замкнутый и невидный для читателя творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия её тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. В 1930-е гг. , отмеченные, как мы увидим, исключительной напряжённостью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира. IV

Работа

Над

Темой

Урока
1.
вступительное слово учителя
— А. А.

Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — её лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в её творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к родине.

А. А. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, И сердцем выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Заслушивание сообщений учащихся «октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой»
Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений «рыбак» и «Смятение»
1)
Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися наизусть
2)
Постановка и решение проблемных вопросов
♦ Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в стихотворениях? ♦ Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «рыбак»? ♦ Каков облик возлюбленного в «Смятении»?

♦ К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие поэтический сборник А. А. Ахматовой?

4. исследовательская работа (в парах) Комментарий.
Учителю рекомендуется обратить внимание Учащихся на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли её характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии А. А. Ахматовой. 5. Презентация результатов исследовательской работы в парах
Обобщение учител я
Завершил раннее творчество поэтессы сборник «Anno Domini» (1921). Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная социальных потрясений,— время революции и Гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике анны ахматовой: в её стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий её, рождённый революцией новый мир, пытается определить в нём своё место.

Для её первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живёт контрастами времени, которые отразились в таких её стихах, как «Всё расхищено, предано, продано…», «мне голос был. Он звал утешно…

» и другие. В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев. Их поединок, лирическое пространство полнится тяжёлыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма.

Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположными значениями: «гранитный город славы и беды», «чёрная нежная весть», «для безумных и светлых нас», «безмолвная песня, музыка нема» и так далее. Изменился масштаб судьбы лирической героини. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. А.

А. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души. 6.
Заслушивание сообщений учащихся «ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.»
7.
Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «мне голос был. он звал утешно…»
1) Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся наизусть стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»
2) Слово учителя
— Стихотворение «мне голос был. Он звал утешно» было написано в 1917 г. Это произведение вошло в сборник стихов «Белая гвардия», в котором личные переживания Анны Андреевны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит «одическая, пророчески-возвышенная» манера письма, преобладают классические стихотворные размеры.

В этот период лирика А. А.

Ахматовой насыщается цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль А. А. Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим — о невозможности оставить родину в дни испытаний. В стихотворении «мне голос был.

Он звал утешно…» анна ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и т. д.

Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в. Но ведь это произведение не было одиноким!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент