Полноценный исторический роман Толстого

Здравствуйте, уважаемые читатели. Я раньше занимался преподаванием в университете, но однажды пройдя по адресу: online-club-vulkan.com/igrovye-apparaty решил проверить свою удачу в азартных играх и я сразу же был приятно удивлен итогу. Игра в автоматы  принесло мне не только денежный капитал, возможность, но и время для написания материала по литературе.

В отличие от исторических романов Алексея Чапыгина, перегруженных лексической архаикой, или произведений Ю. Тынянова об эпохе начала XIX в., написанных литературным языком XX столетия, А. Толстому удалось найти ту стилевую гармонию, которая свидетельствует о чувстве меры и безупречном вкусе художника.

В историческом жанре существует много подвидов, различающихся способом отбора и осмысления жизненного материала минувших эпох. Европейский исторический роман XX в. породил несколько основных жанрово-стилевых течений, в том числе и особую ветвь, которую условно можно было бы наименовать биографическим романом (высокие образцы его представлены в творчестве Андре Моруа). Есть такие разновидности исторической прозы, как социально-публицистический роман (Стефан Цвейг, Лион Фейхтвангер) и социально-философский роман на историческую тему (Томас Манн).

«Петр Первый» А. Толстого назван М. Горьким «первым в нашей литературе полноценным историческим романом». Это произведение как бы вбирает, синтезирует признаки всех названных разновидностей исторической прозы, но уже в новом качестве. «Петр Первый» — это исторический эпос, по природе своей тяготеющий к той свободной и просторной форме повествования, которая характерна для знаменитой трилогии Г. Сенкевича.

Тяга А. Толстого к большим полотнам, к эпическому осмыслению действительности не была случайной. Это не только органическое свойство его таланта. Многое определялось тем жизненным материалом, который все более входил в орбиту художнических раздумий.

Еще в 1924 г. писатель выдвинул идею «монументального? реализма, т. е. искусства больших обобщений, грандиозных человеческих характеров. Призыв этот писатель обращает и к самому себе. Во второй половине 20-х годов А. Толстой приступает к написанию «Восемнадцатого года» — второй книги романа «Хождение по мукам». Основную его часть — «Сестры» — писатель создает в 1919 — 1920 гг. по неостывшим впечатлениям от только что пережитых событий. Свое завершение эпопея получает в 1941 г.: в свет выходит последний, третий том романа — «Хмурое утро».

А. Толстой — блестящий знаток древнерусской словесности и устного народного творчества — заимствует заглавие трилогии от старинной легенды-апокрифа XII в. «Хождение богородицы по мукам», в каковой поведано о трудных испытаниях на пути человека к очищению. Разумеется, в самой ткани произведения нет ничего общего с темой и настроем древнего памятника. Писатель так определял основную цель, которая стояла перед ним. Вот почему, хотя хронологические рамки эпопеи обнимают период с 1914 по 1920 г., объем художественного времени неизмеримо больше.

Все сферы и все слои русского круга представлены художником: это мирная обстановка и военные сражения, быт и политика, красные и белые, генералитет и рядовые. Действие захватывает не только Петроград и Москву, но и среднюю полосу России (Ярославль, Самару), оно перекидывается на юг страны — Кубань, Дон, Екатеринослав, Гуляй-Поле. Однако в центре внимания писателя — драматические судьбы четырех русских интеллигентов: Кати и Даши — сестер Булавиных, Телегина и Рощина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент