Поэзия XIX века: Лирика пушкинской поры

Поэзия XIX века - одна из интереснейших страниц истории мировой литературы, Довольно широко представлена она в школьной программе, хотя и отдельными, «выхваченными» из литературного процесса произведениями. Чтобы осмыслить идейно-художественную ценность творений Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Тютчева, Фета как явлений культуры, их изучение должно опираться на четкое представление о закономерностях развития поэзии. Иначе учащимся не раскроется ее роль в духовной жизни общества, и отдельные произведения предстанут как частные факты биографии и творчества поэтов.

Изучение лирики нередко сводится к комментированию чувств и мыслей лирического героя, в лучшем случае, к попыткам определить, какими средствами они выражены. Без внимания остаются особенности поэтики, определяющиеся эстетическими законами и тем, как они преломляются в художественной системе каждого поэта. Несостоятельность такого подхода обнаруживается уже при изучении лирики Жуковского; так, элегия «Сельское кладбище» воспринимается учащимися поверхностно, не вызывает интереса, если не раскрыть ее роль в развитии литературного процесса, не показать, что главное не в тематике, образах, специфике эмоций, а в том, что в ней читателю открывается интимный мир чувств и переживаний, который ранее не был предметом внимания авторов и без которого немыслима классическая и современная литература.

В ходе литературного развития формируются новые типы поэтического мышления, традиционные художественные средства (образные, лексические и др.) видоизменяются. Осмысление генезиса поэтических идей и форм позволяет глубже постичь смысл и эстетическую природу конкретного произведения, его роль в развитии поэзии, индивидуальные авторские особенности выражения чувств и мыслей.

Существенную помощь учителю может оказать недавно вышедшая книга известного литературоведа - В, Э. Вацуро «Лирика пушкинской поры», Автор рассматривает процесс формирования элегической школы в ходе освоения традиций мировой литературы, пути ее исторического развития в начале XIX века, открытия в области поэтического мышления, образности и языка. Внимание автора сосредоточено на детальном изучении высокого философского и эстетического потенциала элегической школы, которая и сегодня нередко воспринимается через призму критического отзыва Кюхельбекера, писавшего, что поэты «взапуски» тоскуют «о погибшей молодости», «чувство уныния поглотило все прочие». Исследователь справедливо отметил, что отзыв Кюхельбекера нельзя рассматривать как объективную оценку - это факт литературной полемики, поэтому в нем не отражена ни эстетическая сущность школы, ни ее историко-литературная значимость. Резкость отзыва и его направленность обусловлена остротой литературной борьбы сторонников новой, еще только складывающейся эстетической системы, с эпигонами, культивировавшими уже утратившие свое значение темы, идеи, образы.

Рассматривая истоки элегической традиции, автор показывает, как в едином процессе общеевропейской литературной эволюции шло развитие этого жанра в русской литературе. Акцентируется важная для понимания природы межнациональных связей мысль, что духовная жизнь общества, а следовательно, и его литература, «формируется по своим внутренним законам, и внешние воздействия не могут быть исходной точкой    отсчета:    они,    как    правило,    не    причина, а следствие» назревших потребностей в развиты, национальной культуры.  Изучение поэтики жанра ведется в сочетании с анализом индивидуальной творческой манеры отдельных писателей, рассматриваются роль пейзажной экспозиции в творчестве разных авторов, суггестии (подсказывания, внушения), с помощью которой поэт вызывает представление, создает настроение, не описывая и не называя его, и семантика различных средств художественного воплощения элегических мотивов; прослеживается формирование символического языка.

Исследование эстетических принципов элегической школы представляет большой научный интерес, его результаты получат и практическое применение в учеб ной практике. Словесник найдет в книге богатый материал, который может быть использован на уроке Но главное состоит в том, что исследование В. Э. Ва цуро дает глубокое понимание эволюционных процессов в литературе: смена литературных эпох сопровождается возникновением нового литературного героя, изменение этических ценностных ориентации стимулирует эстетические сдвиги (формирование нового облика элегического субъекта связано с существенными изменениями в поэтике элегии).

Осмысление раскрытых автором закономерностей литературного процесса, особенностей их проявления в конкретных произведениях позволит глубже понять и идейно-художественное своеобразие созданных в конце XIX - начале XX вв. элегий А. Фета, И. Северянина и др. поэтов. Книга В. Э. Вацуро должна помочь учителю справиться с главной трудностью - необходимостью найти концептуальную мысль, объединяющую творения разных писателей в едином школьном курсе литературы, избежать фрагментарности и обособленности отдельных тем и соотнести художественные произведения на основе закономерностей развития мирового литературного процесса.

В. Кирилюк, профессор Нежинского педагогического института им. Н. В.  Гоголя, доктор филологических наук



Портретная характеристика персонажей