Поэзия Твардовского: образец самобытного творчества

Александр Трифонович  Твардовский родился в Смоленской области. Учился в  сельской школе, затем в, Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил  Московский институт философии, литературы и истории  (МИФЛИ).  Писать стихи начал с раннего детства. Судьба крестьянина в годы коллективизации -  тема первых поэм Твардовского: «Путь к социализму» (1931),  «Вступление» (1933), повести «Дневник председателя колхоза» (1932), «Сборника стихов 1930-1935» (1935).  В 1936 году была напечатана поэма «Страна Муравия»,  получившая широкую известность. Герой поэмы Никита  Моргунок не только наблюдает во время своих странствий  картины крестьянской жизни во время «великого перелома», но и сам воплощает драму нелегкого расставания с  прежними иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно отразились аллегоричность сказки, ее склонность к сгущенной,  порой фантастической передаче реальных событий. Язык  поэмы простой, разговорный и в то же время красочный,  богатый образами, идущий от восприятия мира крестьянином-тружеником. 

В лирике 30-х годов, составившей сборники «Дорога»  (1938), «Сельская хроника» (1939) и «Загорье» (1941), Твардовский стремился уловить изменения человеческого характера в колхозной деревне, создать образы ее людей.  Цикл «Про деда Данилу» (1938) с его героем - мастером  своего дела, весельчаком и философом - в известной мере  предварил будущую «Книгу про бойца».  Твардовский участвовал в советско-финской войне  1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты  и написал цикл стихов «В снегах Финляндии».  Во время Великой Отечественной войны 1941-1945  годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них  стихи и очерки.  Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945). Главный герой этой  книги - народ на войне.

В поступках и действиях Василия  Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость,  смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на  помощь в любой ситуации. «Это поистине редкая книга, -  писал И.А.Бунин. - Какая свобода, какая чудесная удаль,  какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный  народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни  единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» ( «Василий Теркин»),  В послевоенной поэме «Дом у дороги» (1946) («Дом  у дороги») с огромной трагической силой изображена судьба  солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию.  Образ его жены Анны, картины ее горького материнства  на чужбине, воображаемый разговор младенца с ней достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. «Счастье -  не в забвенье!» - таков основной мотив этой поэмы и  многих лирических стихотворений послевоенных лет, посвященных памяти всех участников военных событий («Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война»,  «Жестокая память» и др.). 

Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма «За далью - даль». Путевой дневник поэта перерастает  здесь в исповедь сына века, которого «две дали... влекут к  себе одновременно»: сложнейший, полный героики и трагизма период, пережитый советским народом, и - будущее, богатое новыми замыслами и свершениями. Твардовский искусно чередует общие и крупные планы; так, рядом  с главами «На Ангаре» и «Так это было» стоят главы «Друг  детства» и «Москва в пути» - рассказы о судьбах отдельных  людей, каждый из которых - частичка народа, великого  потока истории. Но основную роль в этой поэме играет сам  автор, который доверяет читателю свои мысли и чувства. 

Отсюда - заключительное обращение Твардовского к читателям: «... в книге этой... всего героев ты, да я, да мы с  тобой».  Высказанные в поэме мысли автора об искусстве,  долге художника во многом перекликаются с его сатирической поэмой «Теркин на том свете» (1954-1963), где  создан своеобразный образ «потустороннего мира», представлены, по словам автора, «... в сатирических красках те  черты нашей действительности - косность, бюрократизм,  формализм, - которые мешают нашему продвижению  вперед».  Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского, где с рассказами и  очерками («Печники» (1958)) соседствуют разнородные  записи, составляющие значительную часть книги «Родина  и чужбина» (1947).  В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно  запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. 

Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми  и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены  на многие иностранные языки.  Твардовский вел большую общественную работу. Он  был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом  Европейского сообщества писателей.  Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу  было смыслом всей жизни, единственным подлинным  счастьем. 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент