x x
menu

Поэзия Маяковского «агитатора, горлана, главаря»

Гражданская война с  ее победами и лишениями, голод в Поволжье, борьба с разрухой, попытки капиталистических стран задушить молодое Советское государство, ноты Керзона, Генуэзская конференция,  жизнь и деятельность В.И.Ленина, борьба с религией, хулиганством, пьянством, мещанством, трудовой подвиг людей, строящих социализм, споры о состоянии и задачах советского искусства - все это и многое-многое другое нашло отражение в поэзии Маяковского. Его лирика представляет собой своеобразную художественную летопись тринадцати героических лет жизни  страны. Она запечатлела не только главнейшие события, но и  духовную атмосферу этого великого и неповторимого времени.  Нужно сказать, что и в эти годы лирика Маяковского не была неизменной. Как одна из форм подлинно революционной,  социалистической поэзии, она прошла период своего становления, возмужания и расцвета.

Лирические произведения Маяковского первых лет революции были далеки от конкретно-реалистического отражения новой действительности. Космически-  масштабные образы его стихов, таких, например, как «Потрясающие факты», «Мы идем», «III Интернационал» и др., не передавая черт жизненной реальности того периода в полноте и неповторимости ее конкретных проявлений, выражали собой дух  времени, его приподнято-героическую атмосферу, готовность  трудящихся масс к небывалым подвигам, убежденность в том,  что дело революции скоро восторжествует во всем мире и сразу  же наступит новая, фантастически прекрасная жизнь. 

Наряду с этим лирике Маяковского тех лет были присущи  иллюзии, рожденные своеобразием времени. Ему казалось, что  революция, меняя социальные устои жизни, производя переоценку многих исторических и духовных ценностей, отбрасывает как ненужное или менее важное, чем революционное действие, то, с чем обычно связан человек в процессе своего существования, - природу, многолетнюю историю человечества, предшествующий художественный опыт.

Поэт был склонен понимать действительность искусства  только в утилитарно-конкретном смысле. Маяковский полагал  также, что на фоне грандиозного размаха и мощи революционных преобразований, определяемых деятельностью миллионов,  усилия отдельной человеческой личности растворяются в действии масс, индивидуальное полностью поглощается коллективным. С этим связано и стремление поэта несколько приглушить  свое лирическое чувство, что проявилось, например, в поэме  «150000000» и некоторых других произведениях.  Конечно, многие из этих поэтических убеждений, на которых  сказывались отчасти футуристические теории, получившие в те годы  довольно широкое распространение, нельзя понимать буквально. 

В них, несомненно, есть момент художественного преувеличения,  вызванного желанием автора как можно отчетливее выразить свою  мысль. Но тем не менее бесспорно, что во взглядах Маяковского  на революционный процесс была известная односторонность, обусловленная в значительной лире своеобразием самой эпохи. Были у  В. Маяковский  него и некоторые заблуждения и иллюзии, от которых он довольно  быстро, в результате укрепления и углубления его связей с жизнью, смог освободиться. Частично, однако, они давали о себе знать  и в последующие годы.

 Поворотным моментом в развитии поэта явилась работа над поэмой «Владимир Ильич Ленин», в которой  исторический процесс воссоздан в своих главнейших тенденциях и  конфликтах, где настоящее, прошлое и будущее оказываются связанными между собой чертами исторической преемственности.  Хотя поэма в основе своей - эпическое произведение, ее пронизывает лирическая стихия. Окрашивая все повествование, лирическая энергия порой как бы концентрируется, находя выражение  в форме своеобразных раздумий. В этих лирических размышлениях - самые глубокие, волнующие мысли и чувства поэта. 

Как известно, Маяковскому постоянно приходилось выслушивать упреки со стороны эстетствующей критики. Упорно не  замечая художественной силы его стихов, она видела в них лишь  голую публицистику. Отвечая в поэме о Ленине на эти нападки,  Маяковский со страстью защищает право поэта на создание боевого политического искусства:  Капитализм -  неизящное слово,  куда изящней звучит -  «соловей»,  но я  возвращусь к нему  снова и снова.  Строку  агитаторским лозунгом взвей.  Я буду писать  и про то  и про это,  но нынче  не время  любовных ляс.  Я  всю свою  звонкую силу поэта  тебе отдаю,  атакующий класс.  

Все лирические монологи связаны между собой; у них один  источник - лирический герой поэмы. Это не просто бунтарь из  ранних произведений, одиночка, бросающий вызов миру. У лирического героя поэмы есть важная особенность - его устами  Маяковский говорит и от своего имени, и от имени миллионов.  Внутренний мир лирического героя раскрывается в переживаниях, которые совпадают с мыслями и чувствами масс.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать