В русской литературе «Серебряный век» - это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом «Серебряного века», конец же его пришелся на Октябрьскую революцию. Поэты-модернисты отвергали социальные ценности, они пытались создать поэзию, призывающую к духовному развитию человека. Акмеизм - это наиболее известное направление в модернистской литературе. Акмеисты объявили освобождение поэзии от символистических стремлений к «идеальному» и призвали перейти от многозначных образов к материальному миру, предметам. Но и в их поэзии встречается склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Хорошо это просматривается в творчестве представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, Стихотворения которого удивляют нас красотой слова, возвышенностью образов созданных им. Сам Гумилев назвал свое творчество музой дальних путешествий, поэт был верен ей до самой смерти. Известная баллада «Капитаны» из сборника стихов «Жемчуга», который принес Гумилеву большую известность, - это гимн людям, что бросают вызов судьбе и стихиям. Поэт воспевает романтику далеких странствий, отвагу, риск, смелость. Даже в военной лирике Николая Гумилева есть романтические ноты.  Например, вот отрывок стихотворения из сборника «Колчан»:

  • И залитые кровью недели
  • Ослепительны и легки,
  • Надо мною рвутся шрапнели,
  • Птиц быстрей взлетают клинки.
  • Я кричу, и мой голос дикий,
  • Это медь ударяет в медь,
  • Я, носитель мысли великой,
  • Не могу, не могу умереть.
  • Словно молоты громовые
  • Или воды гневных морей,
  • Золотое сердце России
  • Мерно бьется в груди моей.

Придание романтизма бою, подвигу было особенностью Гумилева - поэта и человека с яркой редкостной рыцарской судьбой и в поэзии, и в жизни. Он был назван современниками поэтом-воином. Один из них написал: «Войну он принял с простотою... с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу, война застала в наибольшей боевой готовности». Как известно, в годы первой мировой войны поэт пошел добровольцем на фронт. По творчеству Гумилева, мы можем судить о том, что поэт романтизировал военный подвиг, но в то же время видел и понимал ужас войны.

Новая тема Гумилева - тема России начинает появляться в сборнике «Колчан». Тут слышны совершенно новые мотивы - творения Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно обогащает свои темы, а в некоторых стихотворениях он достигает особого мастерства, как бы предсказывая свою судьбу: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливанъем пули, Что меня с землею разлучит. Последние сборники стихов Н.Гумилева, созданные при жизни, изданы в 1921 году - Это «Шатер»(африканские стихи) и «Огненный столп». В них просматривается совсем другой Гумилев, его искусство написания обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, талантливым использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В поэзии Николая Гумилева отражается окружающий мир во всех его красках. В его стихотворениях описываются экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт пронизывается миром легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Каждое стихотворение Гумилева открывает нам новые грани поэта, его настроений, взглядов на жизнь. Потрясающий стиль стихотворений и их смысл дают нам возможность почувствовать полноту жизни. Они подтверждают то, что мы сами можем создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Талантливый поэт Николай Гумилев оставил прекрасное наследство, оказал очень важное влияние на развитие русской поэзии.