Цель: углублять понятие «литературная баллада», учить анализировать балладу, раскрывать ее основную мысль, характеризовать образную систему произведения; развивать навыки выразительного чтения и анализа текста; воспитывать чувство внутренней независимости, гордости за родину, любовь к свободе, родному краю.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет Р. Стивенсона, учебники, изображения вереска.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний. Эвокацияя
1. Проверка домашней задачи. Беседа.
• Что такое баллада? Какие признаки имеет литературная баллада?
• Вспомните изученные вами баллады. Какие темы в них раскрываются?
• Какие источники литературной баллады вам известны? (Историческое событие, которое переплетается с легендой; фольклор - легенды, народные баллады, песни и т.п.).
• Какая из прочитанных нами баллад была написана автором на основе историко-легендарных событий? («Песня о вещем Олеге» О. Пушкина, «Альпухара» А. Мицкевича).
2. Объявление темы и цели урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы рассмотрим еще один из примеров жанра литературной баллады - произведение Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед». Вы уже знакомы с шотландским поэтом и писателем. Вспомните, что вам известно о нем.
3. Рассказ учителя о жанре баллады в творчестве Р. Стивенсона.
Стивенсон начал сочинять стихи с детства. Всегда интересовался фольклором, собирал народные легенды. Захватывался шотландскими балладами. Своим учителем считал Роберта Бернса. Стивенсона подчинила простота и выразительность его стихов. Находясь во Франции, познакомился с творчеством Ф. Вийона, перевел несколько его баллад на английский язык. В 1890 году вышел его сборник «Баллады».
ІІ. Осознание содержания новых знаний.
1. Выразительное чтение баллады.
2. Исторический комментарий.
В произведении переплетаются история и легенда. Используя легенду в объединении с историческими фактами, автор изображает народ, который, даже умирая, не покоряется перед насилием. Это пикты.
3. Беседа.
• Что вас больше всего поразило в балладе?
• Какие слова были для вас незнакомыми?
4. Словарная работа.
1. Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии и оказывал отчаянное сопротивление завоевателям. По легендам, пикты были маленькие ростом, но очень трудолюбивые и свободолюбивые.
2. Вельможа — здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.
3. Пучина, нурт, нурты — водоворот.
4. Вереск — вечнозеленый низенький кустик с очень мелкой и многочисленной листвой, розовыми или красными цветами.
• Зачитайте эпизод, в котором изображен шотландский король на завоеванной территории.
• Почему, даже истребив пиктов, шотландский король был недовольный?
• Зачитайте 1-ю строфу. Почему автор подчеркивает, что пикты варили напиток вместе. Какую идею помогает раскрыть это слово?
• Какого он цвета? (Красного) Это растение было свидетелем гибели последних пиктов. Из вереска варили «трунок медовый», никому не открывая секрета его приготовления. Что же это за тайна? Выясните переносный смысл выражения «секрет верескового напитка». (Это секрет духовной стойкости пиктов, который состоит в огромном стремлении получить свободу).
• Почему король хотел во что бы то ни стало найти тайну приготовления верескового напитка? Какой подтекст этого желания? (Подтекст - скрытое содержание).
• Что же символизирует вереск? Почему за тайну приготовления напитка старый пикт платит такую высокую цену?
Ответы учеников, вывод. Вереск, Вересковый мед - символ национальной независимости, духовного единства пиктов, духа народа, символ любви к родине, пролитой за независимость крови.
5. Работа по теории литературы.
5.1. Углубление понятия о символах.
Символ — условное определение какого-то явления или понятия другим на основе сходства с целью сжато и ярко передать определенную идею.
6. Анализ композиции баллады. (Выводы записываем в тетради).
6.1. Беседа.
• Вспомните, что такое композиция произведения.
• Назовите элементы сюжета.
6.2. Определение элементов сюжета.
Рассказ о пиктах, о Вересковом напитке, который они «варили и выпивали и... судьбе радовались своей».
Стремление короля узнать о секрете верескового напитка; взятие в плен двух последних пиктов - отца и сына; предложение отца; убийство мальчика.
Экспозиция Рассказ о пиктах, о Вересковом напитке, который они «варили и выпивали и…судьбе радовались своей»
Завязка Уничтожение пиктов шотландским королем.
Развитие действия Стремление короля узнать о секрете верескового напитка; взятие в плен двух последних пиктов — отца и сына; предложение отца; убийство мальчика
Кульминация . Гибель отца, который не выдал тайны.
Почему в балладе нет развязки? Неужели только потому, что она и так известна, так как неотвратима? (Произведение заканчивается не смертью героя, а поражением короля, который так и не узнал, как готовить «волшебный напиток». Итак, даже уничтожив пиктов, король не подчинил их. Такой конец является трагическим, но и оптимистичным вместе с тем).
В переводе баллады есть такие строки:
Стоял на скале отец - И в нем жил народ.
• Как вы их понимаете? Какие мысли они у вас вызывают?
• Почему автор не называет имен пиктов? (Подчеркивает типичность образов).
7. Определение темы и основную мысль произведения.
Тема: гибель последних пиктов.
Основная мысль: борьба за независимость и свободу против поработителей.
8. Роль пейзажа.
• Каким является пейзаж в произведении? Какая его роль? (Степь, красная от
вереска; горы, скала над морем; «клекот пучин», кипучие нурты.
Такой пейзаж подчеркивает драматизм событий, трагичность судьбы маленького народа, силу духа главных героев — пиктов. Природа все время обновляется, словно напоминая о вечности жизни и память поколений).
9. Образная система баллады.
• Каким изображен король в произведении? Что олицетворяет этот образ?
• Назовите черты его характера. Обоснуйте.
- Король
- Жестокий
- Напыщенный
- Безжалостный
- Стремится к абсолютной власти.
- Какими изображены пикты - отец и сын?
- Какой композиционный прием лежит в основе изображения образов последних пиктов и короля с его вассалами? (Контраст).
Приведите примеры антитезы в балладе. («Властелин шотландский» — «бедные» пикты; хороший летний день — пасмурное настроение короля; король сидит на коне, смотрит на пиктов сверху вниз — маленькие люди стоят на земле и смотрят снизу вверх; угрожающий язык короля — осмотрительный и мудрый язык пикта; маленький рост пиктов — величие их духа).
В чем заключалась хитрость отца, который побуждает короля, чтобы он приказал уничтожить молодого пикта?
Действительно ли отец не верит в стойкость и мужество сына?
Почему отец не рассказал, как изготовить Вересковый напиток? Достойный ли этот рецепт человеческой жизни?
• Есть ли у отца выбор между жизнью и смертью? (Нет, так как неволя — это
не жизнь. Есть лишь выбор смерти. Мудрый отец выбирает для сына мгновенную смерть, а сам доказывает врагам, что они могут забрать у него жизнь, но не волю и не любовь к родине).
10. Работа в парах и группах над проблемным вопросом.
10.1. Создание «Паутинки дискуссии».
• Кого можно считать победителем в поединке короля и пиктов?
Возможный вариант ответа:
Мы считаем, что, хотя пикты и погибли, однако они не стали рабами, не подчинились шотландскому королю. Ведь Вересковый мед - это символ национальной независимости, духовного единства пиктов, духа народа, символ любви к родине.
Победителями являются пикты.
Пикты не выдали тайны верескового напитка, но погибли. Такой народ перестал существовать. Это нельзя считать победой.
Пиктов нельзя считать побежденными, так как завоеватель не завладел секретом верескового напитка, т.е. не сломил дух народа.
III. Рефлексия.
1. Сопоставление баллад.
1.1. Работа в парах. Оформление результатов с помощью диаграммы Вена.
• В которой из изученных нами баллад также рассказывается о гибели народа? (Это баллада А. Мицкевича «Альпухара»).
• Какие общие и отличительные признаки вы можете отметить?
2. Беседа.
• Почему нам очень близка эта баллада? Подобна ли судьба пиктов и украинского народа? (Борьба украинцев с турецко-татарскими завоевателями, с поляками, с московщиной).
• Какие произведения из курса украинской литературы отображают борьбу украинского народа за независимость?
3. Обобщающий вывод.
В балладе автор провозглашает право каждого народа на свою землю, свои традиции, свободу. В этом плане баллада выходит за пределы шотландской тематики, приобретая обобщающее значение. Маленький эпизод помогает автору утвердить идею независимости народа. А сам Стивенсон выступает здесь как настоящий сын своей земли.
IV. Домашняя задача.
1. Сравнить «Вересковый мед» с балладой А. Пушкина «Песня о вещем Олеге».
2. Устное произведение на тему: «Ради каких идеалов следует жертвовать жизнью?».
Если данное школьное сочинение на тему: Поэтизация родного края и прославление его независимости в балладе Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед», вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.