x x
menu

Подтекст стихотворения “Парус” Лермонтова

Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии:

  • Он, мятежный, просит бури
  • Как будто в бурях есть покой!

Антонимия эта чрезвычайно сложна, семантически и структурно двухслойна. Эпитет "мятежный" закономерно венчает внутреннее подтекстовое движение (невозможность прикрепленное — контакт с бурей — "мятежный").

Второе двустишие противопоставлено первому как глагольное безглагольному. Первое воплощает красоту, покой как статику. Во втором глаголы "просит — как будто есть" сочетаются с антонимичными, предельными понятиями "буря — покой". Здесь происходят интересные метаморфозы со словом "покой". Они аналогичны метаморфозам слова "счастие" во втором катрене. Покой в бурях — это мечта о достижении идеала, низвержение его как покоя статичного. Покой как некоторая точка обретения идеала возможен только через бурю и в буре, движении как единственном условии осмысленного существования. Здесь уместно вернуться к значению слова "парус" и его пресуппозиции 'надуваемый ветром', 'приводящий в движение' и 'без бури не живет'. Таким образом, буря как возможная форма существования паруса — это и есть его "покой", некое достижение идеала.

Логическая антифраза — придаточное ("как будто в бурях есть покой") — открывает глобальное смысловое пространство за счет синтаксической семантической многоплановости. С одной стороны, это и позитивная, и негативная формула одновременно; она имеет значение предположения (ирреальная модальность) и уверенности в противоположном (реальная модальность). Как придаточная часть она содержит значение цели, причины (просит зачем? почему?) и сравнения (за счет типизированных лексических элементов "буря" — "покой", "просит" союза-частицы "как будто"). Данная логическая антифраза — это по существу своему антиномия: в бурях есть покой, — в бурях нет покоя.

Оба взаимоисключающие положения истинны. В бурях есть покой как достижение идеала, способа существования, и в бурях нет покоя, так как буря — это движение, стихия. "Покой", по-видимому, в соотношении со статичной гармонией первого двустишия — гармония динамики, движения как животворной силы для человека. Здесь мы имеем дело, по-видимому, с той же транспозицией, как и в высказывании: "...океан замерз, но замерз с поднятыми волнами; храня театральный вид движения и беспокойства...", так как само движение, буря рассматриваются здесь в длительности, статично, в точки прикрепленности: "под ним" — "над ним".

Таким образом, стихотворение "Парус", как завершающее ранний период творчества М. Ю. Лермонтова и намечающее переход к новой эстетике, содержит ее репрезентацию как трансформацию романтического начала в барочное. Следует обратить внимание на значение слова "просить" ('добиваться чего-либо'). Лирический герой только на пути к своему идеалу. Пока что "под ним струя...", "над ним луч солнца...". Не предвосхищает ли это стихотворение мотивы "Думы" (1838) Написано оно в 1832 году. Лермонтову в ту пору было восемнадцать лет. Романтическое начало в этом стихотворении уже взаимодействует с глубокими барочными тенденциями, и они вновь определяются через антиномии, помогающие выявить наиболее сложные и противоречивые моменты действительности и привлечь внимание к их разрешению не только через содержание, но и действенную форму.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать