x x
menu

Почему мы чествуем Лермонтова?

Потому, что М. Ю. Лермонтов — великий русский поэт, давший, несмотря на свою краткую жизнь, все же очень многое в сокровищницу русский культуры.

Лермонтов — всероссийский поэт, но чествование в общероссийском масштабе великих людей прошлого приурочивается обычно к определенным юбилеям: 50, 75, 100-летие, 200-летие со дня смерти или рождения и т. п.

Пятигорье же связано с Лермонтовым более тесно, чем какая-либо другая местность, и потому более других обязано чествованием поэта.

Мы принимаем даже прежнюю традицию: ежегодное чествование Лермонтова в Пятигорье, в день его смерти — 28 июля, считая, что всероссийский Лермонтов в то же время — местный герой и что по памятникам, имеющимся в Пятигорье, лучше всего знакомить с Лермонтовым население, принимая во внимание специфичность Пятигорья как курортного места, куда стекаются тысячи людей со всей России.

Пятигорск имеет лермонтовскую усадьбу, приведенную ныне русскими органами в такое хорошее состояние, в каком она никогда не была, и это мы должны отметить в нынешний год, связав с чествованием Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт

Что такое поэт? А вот что: в жизни людей непрестанно происходят события; люди стараются устроить свою жизнь так, как это требуют их интересы; но не всякий человек способен понять, что происходит в данное время среди человеческого общества и особенно вразумительно понятно передать другим этот свой взгляд на события в жизни людей. И вот особо одаренные люди своими произведениями представляют жизнь и переживания современных им людей, облекая это в форму складной речи-стиха и закрепляя речь понятными для большинства населения образными сравнениями. Вот такие люди и есть поэты. Складная, стиховая речь лучше запоминается, а образные сравнения событий или явлений с какой-либо знакомой, яркой картиной еще лучше способствуют этому.

С незапамятных времен народ привержен к поэзии. Некогда слагались им былины о богатырях, пелись песни о лучинушке, "не белы снеги", "подуй-подуй погодушка" или (украинские) о гетманстве, о невольниках-пленниках турецкого султана — вообще те или другие свои переживания или события в своей жизни народ излагал в стихах и песнях, в складной речи, сопровождая ее красочными сравнениями. Например, "калину с малиной вода поняла, а меня на ту пору матушка замуж отдала" или "мать (о сыне) плачет, что река льется; жена (о муже) плачет, что роса падет; солнышко взойдет, росу высушит".

Нет надобности приводить дальше эти примеры: народная поэзия слишком хорошо известна самому народу.

Вообще поэзия в жизни народов занимает видное место. Наряду с устной народной поэзией укрепилась поэзия писанная, литературная. Поэты пишут, то призывая на бой с врагами, то бичуя общественные пороки и недостатки, то ставя перед людьми новые задачи, указывая, как надо жить. И нужно поэтам обладать особой одаренностью, особым зорким взглядом, чтобы подметить главное направление в людской жизни, нужно владеть в большой степени искусством писания, чтобы понятно, красочно и живо изложить в словах-стихах свои мысли. И вот особо одаренных людей, кто все это особо хорошо умеет делать, мы и называем великими поэтами. М. Ю. Лермонтов начал писать стихи еще в детстве, с 12 лет. Он прожил всего 27 лет и за свою короткую жизнь написал так много хороших поэтических произведений, поставил свое имя в первом ряду русских писателей и поэтов, что мы вправе называть его особо одаренным, талантливым человеком.

О чем же Лермонтов писал, какие темы брал для своих произведений?

Поэт-бунтарь — вот первое и главное определение содержания поэзии Лермонтова. Когда жил Лермонтов, время было глухое, безотрадное. Над всем человеческим обществом и над каждым человеком в отдельности господствовали правила церковные, порядки жестокого самодержавия. Личность человеческая была угнетенной и бесправной; всюду, не только в России, но и в остальной Европе, ее принижало государство и церковь, торжествовавшие тогда беспредельно. За свободу личности, против государства и Бога поднял сначала свой протестующий голос германский поэт Шиллер: поэзия его находилась в связи с назревавшим тогда движением против феодального общества с господством дворян и духовенства, и когда разразилась Великая французская революция 1789 года, революционеры предложили Шиллеру звание почетного гражданина французской республики. Другой, еще более знаменитый, германский поет Гёте в своих первоначальных произведениях бурно восставал против угнетения личности. Тот же великий спор человека с землей и небом за свою свободу проходил в произведениях английского поэта Байрона. И наш Лермонтов в поэмах "Мцыри", "Демон", "Измаил-Бей" и ряде других стихотворений спорит за право личности против государственного и общественно-церковного порабощения ее, восставая против привычных, обычных для того времени правил.

Лермонтов — натура бурная, протестующая, "он, мятежный, просит бури", но тогда было время, когда всякие "бури" беспощадно и свирепо развеивались реакцией, особенно ставшей сильной после восстановления монархической власти во Франции. Тогда поэты, выходцы из дворянской среды, не находили, на кого опереться, — не видели общественной силы, с которой могли бы связать свою жизнь и творчество. Рабочий класс только зарождался, а в России его почти совсем не было, если не считать рабочих-крепостных на уральских заводах и в некоторых других местах. Точно так же и буржуазия в то время не проявляла деятельности; дворянство же, хотя и господствовало, но уже гнило, вырождалось.

И поэты впали в "безвременье", запели о "мировой скорби". Начали выводить людей с сильными характерами, пылкими, кипучими страстями, но засохшими под влиянием жизненных неудач; сильные умы, не известно к чему стремящиеся, непонятные, неразгаданные людьми герои, которые при благоприятных обстоятельствах много могли бы сделать для людей, но в "безвременье" осуждены на бесплодную жизнь, на жалобы на людей, на бичевание непорядков и т. п.

Лермонтов полно и верно изобразил в своих произведениях этот тогдашний быт современного ему общества, во многих произведениях, но главным образом в романе "Герой нашего времени".

Вот, как бытописатель замечателен Лермонтов.

Все произведения Лермонтова написаны прекрасным русским языком. Писать хорошо — вовсе не легкая вещь, а особенно писать в стихах. Требуется большое знание русского языка, его оборотов, его красот; так все это использовать, чтобы читатель понял мысль автора, и в то же время мысль эта была бы облечена в художественную образную, красивую форму.

Много лет спустя после смерти Лермонтова (в 1887 году) появилось в печати стихотворение, написанное им перед отъездом на Кавказ в 1841 году, в котором поэт, прощаясь с "не-мытой Россией", называет ее "страной рабов, страной господ", прохватывает далее ненавистные всем свободомыслящим жандармские голубые мундиры: "И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ". На Кавказе гонимый поэт думал укрыться от их, то есть жандармских, "всеслышащих ушей, всевидящих глаз".

Историю и судьбу свою Лермонтов красочно изобразил в стихотворении "Пророк" словами: "Смотрите, вот пример для вас! // Он горд был, не ужился с нами". И действительно, в так называемых "великосветских" кругах Лермонтов за то, что бросал луч света на окружавший его мрак тогдашней действительности и разоблачал двигавшиеся в этом мраке силы, пользовался нелюбовью. Не даром, по свидетельству составителя биографии Лермонтова Васильчикова, известие о смерти вызвало в качестве надгробного слова у одного "высокопоставленного" лица восклицание: "Туда ему и дорога!". Певец свободы и простора, энтузиазма и бурь, Лермонтов вечен.

Поэзия Лермонтова к концу его жизни освобождается от печати безнадежности и оперного блеска романтических красот. Сбылись пожелания, выраженные им самим устами "читателя" в стихотворении "Журналист, читатель и писатель" словами: "Когда же на Руси бесплодной, расставшись с ложной мишурой, мысль обретет язык простой, и страсти — голос благородный".

Политические отголоски тяжелой атмосферы государственной жизни России за вторую четверть XIX столетия мы находим ясно выраженными в поэзии незабвенного М. Ю. Лермонтова. Эту сгущенную атмосферу Лермонтов старался разряжать, и в этом его заслуга перед трудовым народом, и в истории революционного движения в России для Лермонтова должно найтись местечко.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать