Победитель или побежденный? Образ Гамлета. Проблема морального выбора и поступка

Цель:   проанализировать сюжет трагедии в единстве содержания и формы, проследить эволюцию главного героя, определить средства раскрытия его характера; дать определения понятию монолог, раскрыть характерные особенности и функции монологов Гамлета; развивать навыки анализа литературного образа, умение высказывать свою мысль о прочитанном, навыки самостоятельной работы с текстом; оказывать содействие формированию мировоззрения учеников, их моральных и гражданских компетентностей.

Тип урока:     урок-исследование.

Оборудование: портрет В. Шекспира, видеомагнитофон, видеокассета с художественным фильмом «Гамлет», магнитофон, аудиокассета с песней В. Высоцкого «Мой Гамлет», опорная схема «Эволюция внутреннего состояния Гамлета».

  • Герои, созданные Шекспиром,
  • не типы какой-то страсти,
  • какого-то порока, а существа живые,
  • преисполненные многих страстей,
  • многих пороков.

А. С. Пушкин.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Подготовка к восприятию учебного материала.

Любовь, дружба, брак, отношения детей и родителей, война и мятеж внутри страны, смысл жизни, духовное величие и низость - такой круг тем, затронутых в пьесе. Тем не менее, она имеет один драматический стрежень - это судьба принца Гамлета. Для современников Шекспира «Гамлет» был драмой кровавой мести, историей о том, как датский принц отомстил за убийство своего отца - короля. Но время шло, изменялась жизнь, восстанавливалась культура, другим стал театр, вкусы. Но «Гамлета» начали воспринимать иначе.

Создана трагедия в 1601 году. Прошло два столетия, и великий Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя. По его словам, Гамлет - благородный, прекрасный человек, хотя и не способный выполнить возложенные на него задачи. Так родился новый Гамлет - меланхолический, бездействующий. Со временем понимание большой трагедии углублялось. Стало понятным, что главное здесь - не во внешних событиях, а в сознании героя.

В его душе разыгрываются драмы не менее мучительные и страшные, чем те, что происходят с разными действующими лицами пьесы. Эта точка зрения нашла свое отображение в стихе Б. Пастернака «Мой Гамлет», который я предлагаю вам послушать в исполнении В. Высоцкого. (Ученики слушают песню В. Высоцкого «Мой Гамлет»).

Кто же он, Гамлет? Борец со злом или бездействующий меланхолик, победитель или побежденный? Ответ на этот проблемный вопрос мы должны дать сегодня.

II. Сообщение темы, задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель объявляет тему и эпиграф урока. (Ученики записывают в тетради).

Посмотрите внимательно на тему, попробуйте сформулировать задачи урока, над которыми будем сегодня работать. (Ученики формулируют задачу, учитель записывает их на доске).

Варианты задач.

•          Дать характеристику образу Гамлета, понять его позицию.

•          Учиться высказывать свою мысль связно, аргументировано.

•          Выяснить роль монолога в драматическом произведении.

Как вы думаете, почему, несмотря на то, что трагедия была написана в 1601 году, ее читают, изучают школьники во всех уголках нашей планеты по сегодняшний день?

•          Вы видели в своей жизни людей лишь с положительными чертами характера или лишь с отрицательными?

•          Среди ваших друзей есть такие, у которых есть и то, и другое?

•          Всегда ли вы поступали так, как хотели бы ваши друзья, учителя, родители?

•          Как бы вы хотели, чтобы в такой ситуации к вам отнеслись окружающие?

Самое главное для человека, когда складываются отношения с родными, когда есть понимание с близкими людьми. Но не в такой ситуации оказался Гамлет. Его не поняли мать, друзья, любимая, общество.

•          Как поняли его мы?!

III. Работа над темой урока.

1.         Ассоциативное упражнение.

•          Представьте, что перед вами мольберт, краски и кисти.

•          В цветной гамме вам нужно устно изобразить общее впечатление от прочитанного.

•          Какие цвета вы бы использовали? (Тусклые - черный, серый, кровавый).

•          А теперь к этому цвету добавьте оттенок, который бы характеризовал Гамлета, его душу? (Белый).

•          Почему вы выбрали именно эти цвета? (Серый - серая, бездуховная жизнь в Дании. Черный - цвет трагедии, чернота души правящей верхушки Дании: Клавдия, Полония, чернота их поступков. Кровавый - цвет интриг, большого количества смертей в замке Эльсинор. Белый - чистота души, вера Гамлета в человека).

2.         Работа с текстом.

А теперь перенесемся в Эльсинор. Тронный зал Эльсинорского дворца. Музыка, блистательность, красота. Всюду веселье: отмечается свадьба короля Клавдия и королевы Гертруды.

•          Каким мы видим Гамлета на свадьбе матери? (Печальный, разочарованный, опустошенный, он оплакивает смерть отца).

Но жизнь продолжается. Король умер - пусть живет новый король! Такой закон жизни. Именно об этом Гамлету напоминают Клавдий и Гертруда.

•          Так почему же все-таки герой грустит? Или только потеря отца причина такого его состояния? Что его смущает? Почему он считает мать  грешницей? (Его смущает торопливая свадьба матери. Она несет на себе моральный и христианский грех: кровосмешение).

Гамлет на грани самоубийства. Но самоубийство по законам христианской морали - большой грех. Именно это и останавливает Гамлета. Он в отчаянии! А судьба наносит новый удар. Он узнает об обстоятельствах смерти отца.

•          При каких обстоятельствах это произошло? (Ему рассказал призрак).

 Сейчас мы пересмотрим с вами отрывок из художественного фильма

«Гамлет», главную роль в котором исполнил известный русский актер И. Смоктуновский. Кстати, это - одна из наилучших его ролей.

•          Какой приказ дает Призрак Гамлету и о чем предупреждает? (Ученики просматривают видеоматериал).

•          Как принц воспринимает слова Призрака? (Они его волнуют, он решает их проверить).

•          Зачем Гамлет притворяется сумасшедшим? (Лишь шут или сумасшедший может открыто обвинять в преступлении короля).

Задача № 1.

•          Раскройте скрытое содержание высказываний «сумасшедшего Гамлета»:

а)         «Быть честным в наши времена — это значит быть одним на десять тысяч». (Гамлет подвергает критике тогдашнее общество, констатирует обесценение высоких идеалов).

б)         «Тот, кто играет королей, будет у нас желанным гостем». (Гамлет намекает на то, что Клавдий — не настоящий король, каким был его отец. Это намек на ужасную игру).

Не забываем, что не Дания, не прошлое, а тогдашняя Англия становится объектом изображения Шекспира. И сам Гамлет - не ограниченный датский принц, охваченный жаждой мести, а современник Шекспира, который переживал, как и он, - больно и беспомощно - духовную деградацию общества и разрушение гуманистических идей. Замок в Эльсиноре является моделью мирового зла. Гамлет это понял, и невольно его личный конфликт, который связан с убийством отца, превращается в исторический конфликт. Гамлет в отчаянии, ведь ему противостоит не только Клавдий, и даже не зло Эльсинора, а мировое зло. Перед Гамлетом стоит вопрос: «Быть или не быть?».

Обратимся к монологу Гамлета, который начинается с вопроса «Быть или не быть?».

Теория литературы.

•          Напомните, пожалуйста, определение монолога. (Монолог -  высказывание одного человека).

Сегодня я предлагаю расширить его, и поможет нам в этом «Словарь литературоведческих терминов».

Монолог (гр. mono — один, logos — слово) — продолжительное, внутренне однородное и связное высказывание, которое принадлежит одному субъекту и выражает его мысли, сознательные или подсознательные переживания, рефлексии, чувства.

Во время чтения трагедии вы неоднократно встречались с разнообразными монологами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент