x x
menu

Платон Никитович Воронько. «Люблю я лес». Противопоставление бедам войны счастье и красоту мирного времени

Цель:   на краеведческой основе познакомить учеников с песенным творчеством Платона Никитовича Воронько, проследить его жизненный путь; показать, каким образом средства художественной выразительности помогают раскрыть главную мысль стиха «Люблю я лес», учиться выразительно читать поэзии, используя приобретенные знания; развивать ощущение образных средств языка, умение замечать их в тексте и воссоздавать интонационно; воспитывать любовь и бережливое отношение к природе, к родному краю.

Тип урока:      изучение нового материала.

Оборудование: портрет писателя, плакат «План урока», выставка произведений П. Воронько, иллюстрации партизанского движения, словари, ТЗН «Ямаха».

Все слова - певучие струны,

когда под смычком мастера.

М. Рыльский.

Ход урока.

I.  Организация класса.

Учитель. Уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас на нашем уроке. (На партах учебники, тетради, словари, на доске - тема, эпиграф, план урока, портрет П. Воронько, иллюстрации памятных знаков).

Звучит песня Николая Ерохи «Земля Ярославны» в исполнении матери ученицы.

II.  Актуализация опорных знаний учеников.

1. Поэтическая минутка.

Под музыкальное сопровождение учитель читает стих М. Рыльского:

  • С народного напившись источника, Как из Днепра берет радуга воду, О родная, снова ты пришла К матери и к отцу - к народу. От народа кровь и плоть Ты взяла лишь ему служить, Тебя никто не может побороть, Так как свободный дух твой правдой обвит!

2. Беседа.

  • Дети, догадались ли вы, что за песня прозвучала на нашем уроке? Кто ее написал?
  • Вспомните из уроков родного края, что вы знаете о Николае Ерохе.
  • А подарила нам эту песню мама вашей одноклассницы.

III.  Сообщение темы и задач урока.

  • Как вы понимаете выражение «родительская земля»?
  • Как влияют на ваши чувства украинские песни?
  • Как вы относитесь к своей Родине?
    • Какое место имели песни, природа и Родина в жизни П. Воронько, мы сегодня узнаем на уроке.

 

Знать: поэзию П. Воронько «Люблю я лес».

Уметь: выразительно читать стих, анализировать прочитанное, сравнивать, сопоставлять с другими видами искусства.

  • Дети, как вы думаете, почему эпиграфом сегодняшнего урока являются именно эти слова М. Рыльского?
  • А сейчас давайте познакомимся с планом нашего урока.

План.

  1. П. Воронько и песни.
  2. Стих «Люблю я лес», его идейно-художественная характеристика.
  3. Поэзия и живопись.
  4. Наблюдение над художественными средствами.

ІІІ. Восприятие материала.

1. Слово учителя.

Вы уже знаете, что во время войны в наших лесах состоялась встреча отрядов С. А. Ковпака. Именно в одном из таких отрядов и служил П. Воронько. (Учитель указывает на портрет С. А. Ковпака).

Дети, посмотрите внимательно на представленные иллюстрации, что вам на них знакомо? (Дети узнают памятник на месте встречи Ковпаковских отрядов, который находится возле села Стариково, партизанскую землянку, которая находится в Сосновском лесу, памятник партизанам Глуховщины в городе Глухово).

Очень много писателей описали события партизанского движения в наших краях. Интересно будет вам прочитать книги О. Федорова «В путешествие по Сумщине» С. А. Ковпака «От Путивля до Карпат», которые есть на нашей выставке.

Итак, в одном из таких отрядов и служил командиром подрывников-минеров П. Воронько. Однажды, темной августовской ночью 1943 года во время рейда по глубоким тылам фашистских войск один из отрядов С. А. Ковпака спустился с Карпат в долину Прута. Брода через эту очень бушующую реку партизаны не знали, а проводника не было. Вдруг во тьме замаячила человеческая фигура.

Дети инсценируют встречу П. Воронько с мальчиком.

—К партизанам подошел юноша:

—Местное население каждую ночь выставляет людей, которые проводят ковпаковцев через брод, сегодня дежурю я. Меня зовут - Михаил. А вы ковпаковцы же?

Командир минеров-подрывников Платон Воронько сказал:

—Нет, мы с ними ничего общего не имеем. (Смеется).

—Эге ж, не имеете. Здесь ваши уже шли - аж земля гудела. Наши даже песню о них составили.

—Интересно! А вы ее знаете?

—Ай! Отправляемся к броду, я вам запою.

 

Ученик (поет песню)

  • Из Путивля на восходе солнца, на восходе солнца рано Выезжали козаченьки - знаменитые партизаны. Дед Ковпака стоял на телеге: «Прощайте, друзья! Как погибнем в дороге, не рыдайте в тоске...».

—Не знаешь ли ты, кто сочинил эту песню?

—Народ. У нас ее все поют.

Учитель. Песня лилась дальше, а бойцы были крайне удивлены: и это же их «Производная», составленная поэтом-партизаном П. Воронько. Так неожиданно встретился поэт со своим произведением, которое стало уже народной песней.

Дети, а как вы думаете, почему народ ее пел? (Потому, что очень припала к сердцу людям эта песня).

2. Сообщение учеников.

1)   За годы войны Платон Никитович создал много стихов и песен. Их издавали и на оккупированных землях в типографиях (указывает на иллюстрации) и распространяли среди партизан и населения. Некоторые из этих произведений тогда же стали народными песнями.

2) Отшумели бои, настала мирная жизнь. Платон Никитович писал и для взрослого читателя, и для детей-школьников и дошкольников. Учитель. Вспомните его сборнички из младших классов. («Читаночка», «Снежная звездочка горит», «Облетал журавль»).

Современные украинские композиторы положили на музыку свыше 50 стихов и песен П. Воронько. А превыше всего П. Воронько любил природу, из которой черпал вдохновение, целебный нектар поэтического слова. Так песня и природа сплелись воедино, две музы соединились, к ним пришел еще брат живопись. Как следствие - картины заговорили звуками, звуки образовали полотно, слова засияли красками.

IV. Осмысление материала.

1. Работа с учебником.

1)     Выразительное чтение стиха «Люблю я лес» лучшим учеником наизусть.

2)  Анализ поэзии по опоре-памятке «Анализ лирического произведения».

2. Беседа.

  • Найдите в стихе повторы. Почему поэт обратился к этому средству?
    • Перечитайте стих молча. Выделите строки, где описан лес. Объясните, какие художественные средства языка и как именно помогают автору изобразить яркий образ величественного первобытного леса?
    • Представьте, что вы вместе с автором зашли в лес: что вы услышали, увидели, пережили? (Музыкальное сопровождение).
    • Обратите внимание на то, что первое предложение стиха - восклицательное. Следующее - повествовательное. Прочитайте их с надлежащей интонацией.

 

• Как вы понимаете строки:

  • И не один победоносный поступок Я по степям его пронес За нашу родную Родину!
  • Расскажите, какие воспоминания навеял поэту прадавний лес?
    • Предпоследнее предложение разделено на очень короткие строки. Почему? Читая эти строки, выделите голосом слова с логическим ударением, придерживаясь надлежащей интонации и темпа.
    • Почему мирные годы поэт называет «веком высочайшей красоты»?
      • Расскажите, каким вы представляете автора (его отношение к Родине, людям, природе, работе). Свои соображения подтверждайте ссылкам на текст.

3. Словарная работа.

Как вы понимаете выражение «пафосность стиха»?

Пафос (от гр.) - чувство, присутствие вдохновения.

Синекдоха (от гр.) - замена части целого одним предметом.

4. Обобщение.

  • Какая тема стиха?
  • Как можно сопоставить поэзию с живописью, как они объединяются?

(Рассмотрение картины М. Г. Трубчанина «Дремотный лес»).

• Что соединяет стих «Люблю я лес» и эту картину? (Источник, содержание. Рисуя картину, художник подбирает краски разных цветов, тонов, чтобы
 правильно, четко вырисовать каждую деталь, воссоздать правдиво ярко какое-то событие, внешность человека или пейзаж. Так и писатель подбирает самые милозвучные слова, художественные средства, чтобы создать словесную
 картину жизни).

V. Закрепление материала.

1. Самостоятельно работа по уровням.

 «Устное рисование».

Описать, что увидели, услышали, какие картины вообразили. (Музыкальное сопровождение).

Наблюдение над художественными средствами. Выписать тропы.

Эпитеты могущество величавое, тихий ивняк, темная ветвь изображают отдельные детали пейзажа. Благодаря этому перед нами выразительно возникает картина прадавнего леса, которая очаровывает своей красотой, вызывает чувство радости, наслаждения.

Анафора, риторический оклик - «Люблю я лес!». Поэт выражает глубокую благодарность леса, уважение к нему.

Эпитеты победоносный поступок, родная родина, длинные годы несокрушимые помогают П. Воронько, вспоминая свое партизанское прошлое, передать

 

его потрясение, гордость за подвиги народных мстителей и вызывают у нас те же мысли. В строках:

  • …трижды щедро напоил
  • Корни буков и застывал
  • Своей кровью молодой -

эпитет «щедро» выражен наречием. Это для того, чтобы более точно, выразительнее, поэтичнее изобразить это действие. Также эпитет «молодой». В будущем поэт хочет видеть мир между народами, который называет «веком высочайшей красоты».

Учитель. Почему автор употребляет одновременно несколько художественных средств? (Так как они дополняют друг друга, дают возможность правдиво, выразительно, поэтически изобразить события, людей, явления, предметы).

Деление поэзии на структурные части.

План.

1)      Значение леса для партизан.

2)  Уважение и любовь к лесу.

3)      Навеянные думы.

4)  Наше будущее.

Учитель. А можно ли изобразить предметы или явления, не прибегая к художественным средствам? (Можно, например у Т. Шевченко:

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать