Песни зимнего цикла ( «Ой кто, кто Николая любит», «Посевная», «Новая радость пришла», «Добрый вечер тебе, господин хозяин!», «Щедрик, Щедрик, Щедривочка»)

VI. Закрепление изученного учебного материала.

1. Решение тестовых задач «Добрый вечер тебе, господин хозяин».

1. От чего радуется хозяин?

а) Получит богатый урожай; б) родился Сын Божий; в) начинаются новогодние праздники.

2. «Первый праздник пошлет тебе...» а) возраст; б) счастье; в) судьбу.

3. Какой праздник принесет хозяину счастья?

а) Святого Николая; б) Рождество Христово; в) Святого Василия.

4. Из какой пшеницы выпекают и кладут на стол калачи во время праздника, связанного с рождением Сына Божьего? а) Озимой; б) яровой; в) прошлогодней.

«Новая радость стала».

1. В чем проявилась новая радость? а) звезда светом засияла над вертепом;

б) получено большое количество зерновых из нового урожая; в) в семье родился грудной ребенок.

2. Новая радость стала там, где...

а) родился Христос;

б) казаки получили победу над турками;

в) молодожен встретил свою первую любовь.

3. «Ангелы поют, славу и честь провещают и...»

а) прославляют красоту человеческой работы;

б) оберегают ребенку мир и покой;

в) на земле мир проповедуют.

4. Давид, играя, ударяет в... а) кобзу; б) гусли; в) барабан.

5. С какой просьбой люди обращаются к Христу? а) принести счастье в дом хозяина;

б) дать много денег бедным; в) дать хороший урожай.

«Щедрик, щедрик, щедровочка».

1. Хозяина вызвала... а) соседка; б) община; в) ласточка.

2. За что хозяин будет иметь «мерку денег»? а) умение эксплуатировать трудящиеся массы; б) хороший товар; в) хитрость и коварство.

3. Деньги в произведении сравниваются с... а) половой; б) высочайшей ценностью для человека; в) грязной водой.

4. Богатство хозяина, кроме хорошего хозяйства, определяется еще и...

а) двумя коровами, благодаря которым он имеет вкусное молоко; б) женщиной чернобровой; в) тремя сыновьями.

«Посевная».

1. Засевая, поздравляют с... а) Крещением; б) Новым годом; в) Рождеством.

2. Пшеница в произведении сравнивается с... а) оклунком; б) чемоданом; в) варежкой.

3. Деньги предлагается измерять... а) ведром; б) миской; в) кувшином.

4. Хозяевам желают, чтобы в них в каждом углу было по... а) мешку червонцев;

б) ребенку; в) веприку.

5. О каких домашних животных упоминается в произведении? а) о пернатых; б) коровах; в) конях.

6. Хочется, чтобы дети приносили родителям... а) успех; б) хорошие подарки; в) смех и радость.

7. Чем заканчивается посевная?

а) Просьбам к хозяевам даты денег;

б) пожеланием дождаться отныне за год до ста лет;

в) требованием запеть хозяевам.

«Ой кто, кто Николая любит».

1. Тому, кто будет любить Святого Николая, он будет... а) помогать; б) рассказывать много интересных приключений; в) приносить интересные игрушки.

2. Украина в произведении названа...  а) милой; б) родной; в) мамочкой.

3. О чем просили люди Николая?

а) Дать судьбу измученной и родной стране;

б) защитить детей от любых заболеваний;

в) помиловать грешников.

4. Какое художественное средство применено в следующей строке: «Судьба и счастье пусть витает»?

а) сравнение; б) метафору; в) аллегорию.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Для чего, по вашему мнению, люди должны знать народные праздники, их особенности. Докажите это на примере произведения «Добрый вечер тебе, господин хозяин».

2. Посудите, в чем вы видите счастливую жизнь человека? Одинаково ли воспринимается понятие счастья людьми? Обоснуйте собственные соображения.

3. О какой сельскохозяйственной культуре не упоминается в произведении «Посевная»?

а) картофель; б) петрушка; в) чеснок; г) пшеница.

Карточка № 2.

1. Докажите, что люди переживают за судьбу Украины как за личную. Приведите убедительные обоснования, ссылаясь на содержание произведения «Ой кто, кто Николая любит?»

2. При каких условиях, на ваш взгляд, может осуществиться желание хозяина сеять? Собственные мысли докажите, ссылаясь на обрядовую поэзию «Посевная».

3. Давид из произведения «Новая радость стала» «чудно, удивительно и предивно» хвалит...

а) человека работы; б) Бога; в) мужество и героизм.

Карточка № 3.

1. Объясните особенности названия произведения «Новая радость стала». Докажите, что это народная песня.

2. Почему, по вашему мнению, деньги сравниваются с половой («Щедрик, щедрик, щедривочка»)? Что является главной ценностью в жизни человека. Ответ обоснуйте.

3. Сколько денег засеяльщик желает иметь хозяину («Посевная»)?

а) три телеги; б) полтора мешка; в) целый дом.

Карточка № 4.

1. Докажите, что работа украшает человека. Отвечая, приведите убедительные примеры из собственного жизненного опыта.

2. Как объяснить то, что люди верили в помощь Бога, святых? Собственные мысли мотивируйте.

3. Что предлагается подарить хозяину, хозяйке, знаменитой Украине?

а) годы счастливые; б) мирную жизнь; в) согласие и благосостояние.

VII. Итог урока.

Ученые считают, что колядование и щедрование своим происхождением достигают в эпоху патриархально-семейного и общественно-экономического устройства. На протяжении веков обряд видоизменялся, постепенно включались новые компоненты, но основное его содержание оставалось тем же самым: силой слова и обрядовых действий оказывать содействие благосостоянию крестьянской семьи и густому урожаю на поле и в саду, хорошему приплоду скота на оборе.

В колядках и щедровках в полную силу изобилует народная фантазия, желаемое выдается за действительное; яркий сказочный мир, где даже обычные бытовые вещи светятся золотом и серебром, где властвуют рассудительность, ум, добро и согласие, где все зажиточные и веселые - хозяин такой ясный и красный, как месяц, его жена - как солнце, дети - как звезды.

Этот богатый художественной образностью песенный жанр издавна предрасполагал к себе внимание собирателей и исследователей украинского фольклора. Колядки и щедривки публиковались во многих изданиях, начиная со сборников М. Максимовича, В. Залесского, Я. Головацкого, И. Вагилевича. Двухтомный сборник, специально посвященный этому жанру, издал В. Гнатюк. Наиболее значительные теоретические исследования принадлежат И. Франко, О. Потебне, И. Свенцицкому, О. Дею.

В наше время колядования, щедрования и засевания восстановлены как обычай высказывать хорошие рождественские пожелания.

VIII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

IX. Домашняя задача.

Выучить наизусть обрядовую поэзию зимнего периода (на выбор), подготовить рисунок «Мой любимый народный праздник».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент