Цель: ознакомить школьников с песнями зимнего цикла и обрядами этого периода как свидетельствах культуры нашего народа; вырабатывать умение выделять и объяснять художественные средства, использованные в украинских народных песнях; развивать культуру связной речи, внимание, наблюдательность; формировать стремление возрождать и изучать оригинальное творчество народа; воспитывать чувство почести к народному творчеству, вызвать интерес к его изучению; прививать уважение к прадавним верованиям наших предков, гордость за свой талантливый народ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: произведения песен зимнего цикла, рисунки учеников к теме «Зимние праздники», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Народная песня - это развлечение или что-то другое? Собственные мысли обоснуйте.

• Что свидетельствует об устном хранении и вариантности песенных произведений?

• Почему песня связана с жизнью народа, его обычаями, верованиями?

• В чем значимость обрядовых песен для нас и наших предков?

• Нравится ли вам петь? Назовите те песни, которые вам нравятся или чем-то вас впечатляют.

• Что вам известно о зимних праздниках?

III. Проверка домашнего задания.

1. Исполнение наизусть школьниками народных песен того периода (на выбор).

2. Мини-конкурс рисунков на тему «Зимние праздники». Определение победителей.

IV. Объявление темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

  • Украинская народная песня - наилучшая и нежнейшая поэзия во всем мире.
  • Датский поэт и филолог Тор Ланге.

2.1.1.3. Тема: приветствие хозяина с доброй новостью - рождения Сына Божьего и с новогодними и зимними праздниками.

2.1.1.4. Идея: пожелание хозяину «здоровья, счастья, добра».

2.1.1.5. Основная мысль: радость человека по поводу зимних праздников, ожидание того, что эти «праздники» в следующем году принесут крепкое здоровье, благосостояние, счастье, которые так необходимы каждому хозяину и его семье.

2.1.1.6. Обсуждение содержания произведения.

• Что вы желаете своим близким, родным, знакомым во время любых праздников? Для чего?

• Как объяснить торжественность, связанную с рождением Сына Божьего?

• О каких трех праздниках упоминается в произведении? Что вам о них известно?

• Почему должны радоваться хозяева?

• Расскажите, как люди готовятся к встрече народных праздников?

• Какой народный праздник вам нравится больше всего? С чем это связано?

2.1.2. «Новая радость стала».

2.1.2.1. Выразительное чтение обрядовой поэзии.

2.1.2.2. Тема: отображение радости людей, так как родился Христос; их стремление жить в мире, счастье и согласии.

2.1.2.3. Идея: возвеличивание Бога, от которого зависели «счастливые лета дома хозяину» и «нашей знаменитой Украине».

2.1.2.4. Основная мысль: пожелание, чтобы люди жили в радости и счастье не только в каждой семье, а на всей Украине.

2.1.2.5. Беседа с вопросами:

• О какой небывалой радости упоминается в произведении?

• Что поют ангелы? («...славу и честь провещают, на небе и на земле мир проповедуют»).

• За что люди прославляют Христа?

• Какие художественные средства использованы в этой обрядовой поэзии?

• Зависит ли счастье отдельного человека от счастья других? Собственную мысль обоснуйте.

2.2.1. «Щедрик, щедрик, щедровочка».

2.2.1.1. Выразительное декламирование щедривки.

2.2.1.2. Тема: изображение настоящего хозяина, который благодаря своей работе имеет благосостояние да еще и жену чернобровую.

2.2.1.3. Идея: одобрение хозяина за его умение присматривать за скотом и получать надлежащее жалованье за свою работу.

2.2.1.4. Основная мысль: по результатам работы, добросовестного хозяйствования измеряется и благосостояние человека; тот живет много, кто не сторонится работы.

2.2.1.5. Композиция. Произведение имеет обрамление, т.е. начинается и заканчивается одними и теми же словами:

Щедрик, щедрик, щедровочка, Прилетела ласточка

Щедровка построена в форме диалога.

2.2.1.6. Обсуждение содержания щедровки.

• Что означает прилет ласточки?

• Как ласточка охарактеризовала хозяина?

• Кого мы можем назвать настоящим хозяином?

• Как понять следующее: «По работе и благосостояние измеряется»?

• Для чего люди щедруют друг другу?

• Щедровали ли вы на новогодние праздники? Для чего вы это делали? Какое вознаграждение получили?

2.3. Посевная как обрядовое действо.

Этот обряд начинал с самого утра (или еще с ночи) магически-символическим ритуалом посевания дворов или домов, который осуществлялся исключительно мужчинами или ребятами. Такой порядок вытекал тоже из давнего мировоззренческого понимания и его символического прочтения. Зерно традиционно сеяли мужчины... Это правило подчинено пониманию функционального естественного назначения каждого: мужскому полу - сеять, а женской - рожать. А потому ритуальный хлеб вручать должна девушка, или женщина. Хлеб - символ плодородия, зерно - зачатие. Мотив засева – накликание плодородия на поле, в хозяйстве и в семье.

2.3.1. Посевная.

2.3.1.1. Выразительное чтение произведения.

2.3.1.2. Тема: приветствие с Новым годом и пожелание всяческого благосостояния в жизни.

2.3.1.3. Идея: вера людей в пожелания, которые высказаны в посевной, ожидание их осуществления.

2.3.1.4. Основная мысль: благосостояние каждого человека, каждой семьи заключается в благосостоянии, здоровье, счастливой жизни.

2.3.1.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Для чего и когда осуществляется обряд засева?

• Что же желает засевающий? Прочитайте.

• Какие бы еще пожелание вы прибавили к тем, что уже указаны в произведении?

• От чего зависит человеческое благосостояние?

• Почему люди придерживаются обряда посевной? Задача: рассчитайте, сколько даст нива средств, если «по сто копен, по сто тысяч один сноп».

2.3.1.6. Художественные особенности произведения:

• повторы: «сею, сею...», «чтобы..., чтобы...»;

• сравнение: «чеснок - как бык», «лук - как кукушка», «пшеница - как варежка»;

• метафора: «придут благодетели», «...даст нива»;

• риторические оклики: «с Новым годом вас поздравляю», «до ста лет».

2.4. «Ой кто, кто Николая любит».

2.4.3. Тема: обращение людей к Богу, Святому Николаю, чтобы он помог родной Украине «встать из руины», бедности.

2.4.4. Идея: возвеличить стремление людей улучшить судьбу своего родного края, учитывая помощь Святого Николая.

2.4.5. Основная мысль:

«Все время помогай Николаю!» «Судьба и счастье пусть витает, В славе и воле пусть засияет...».

2.4.6. Беседа с вопросами:

• Кто такой Николай? Почему он святой?

• Для чего люди обращались к Николаю?

• Почему Украина названа в произведении измученной, бедной?

• Что люди желают своей родной стране?

• Помогает ли Николай людям, удовлетворяет их просьбы, желания? В связи с чем вы так решили?