x x
menu

Пешеходная экскурсия по центру Санкт-Петербурга из цикла «История моего города»

I. Введение.

Актуальность проекта

В нашей школе стало традицией один раз в четверть проводить музейные дни. Разработка маршрута, отбор материала, проведение самой экскурсии позволяет школьникам не только лучше узнать музеи города, но и побывать в роли экскурсоводов, приобрести умение пользоваться справочной литературой, энциклопедиями, ознакомиться с множеством источников, что, в свою очередь, способствует развитию интереса к истории города, к произведениям художественной литературы. Нет ничего интереснее, чем побывать в тех местах города, где бродил когда-то тот или иной литературный герой, происходили события различных произведений, и тем самым прикоснуться к тайнам прошлого.

Развитие и формирование различных интересов школьников более эффективно происходит в процессе творческой деятельности, например, во время подготовки и проведения урока-экскурсии, а возникший интерес становится мощным стимулом дальнейшего обучения.

Цели:

Познакомить учащихся с историей Инженерного замка и конного памятника Петру I и легендами, связанными с ними.

Развивать интерес к литературному чтению.

Воспитывать бережное отношение к памятникам города.

Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группе.

Задачи:

Научить подбирать материал по теме и составлять план экскурсии.

Использовать художественный пересказ с целью формирования историко-литературного восприятия действительности в процессе изучения истории города.

Составить словарь новых слов и свод правил поведения в музеях города.

II. Основная часть.

1. Подготовка к экскурсии.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание.

Первая группа разрабатывает маршрут экскурсии, рисует план движения по городу к Михайловскому (Инженерному) замку от станции метро «Невский проспект». За день до экскурсии с помощью схемы метрополитена показывает маршрут движения в метро и рассказывает о правилах поведения в транспорте.

Вторая группа готовит рассказ о памятнике Петру I, который стоит перед Михайловским (Инженерным) замком.

Третья группа готовит рассказ о Михайловском (Инженерном) замке и его легендах.

Четвёртая группа готовит рассказ о необычной личности Павла I и легендах, связанных с ним.

Пятая группа готовит художественный пересказ эпизодов рассказа Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

Шестая группа составляет словарь новых слов для экскурсии.

Седьмая группа ведёт фоторепортаж во время проведения экскурсии.

Учитель узнаёт, возможно ли проведение экскурсии школьниками в стенах музея и уточняет оплату съёмки фотоаппаратом залов музея.

2. Проведение экскурсии.

1. В день экскурсии первая группа во время движения класса по городу рассказывает, По какой улице идут, какие известные здания на ней располагаются.

Станция метро «Невский проспект». Мы находимся на главной улице нашего города — Невском проспекте.

Торговые ряды, где продавали свои товары приезжие купцы, или, как их называли на Руси, «гости», назывались гостиными дворами. Главный фасад Гостиного двора обращён к Невскому проспекту. Его длина составляет 230 метров. Угловой участок напротив гостиного двора принадлежит Российской национальной библиотеке. Она располагает самым полным в мире собранием русских книг. Двигаемся к Инженерному замку по Садовой улице, одной из старейших в городе и самой протяжённой, её длина — 4376 метров.

Двигаясь по Садовой улице, пересекаем Инженерную улицу, Итальянскую улицу и Замковую улицу и выходим на место, которое в 1800 году называлось площадью коннетабля.

2. Памятник Петру I.

В 1716 г. приглашенный в Россию итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли получил задание подготовить проект конной статуи императора Петра I в память побед русских войск над шведами.

На одном из рисунков была представлена сложная скульптурная группа: Петр в античном одеянии торжественно восседает на могучем коне, парящая Слава венчает императора лавровым венком. По углам пьедестала помещены скованные фигуры пленников, полулежащих на трофеях, цоколь украшен барельефом с изображением Полтавской битвы.

Необыкновенной, загадочной оказалась судьба конной статуи Петра работы архитектора Растрелли. Во-первых, статуя, заказанная самим Петром I, была задумана вовсе не в качестве мемориального памятника. Заказчик и художник мыслили её как прижизненную триумфальную статую, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме.

Работы над проектом и его осуществлением велись с 1716 г. по 1720 г., но после смерти императора были остановлены. Петр так и не успел дать распоряжение об отливке статуи из бронзы.

Во-вторых, проект памятника много раз менялся. Сначала постамент должен был быть украшен скульптурной группой с аллегориями войны и победы, фигурой Мира с оливковым венком, статуей Меркурия и даже статуей, олицетворяющей завоеванную Неву. Но чем дальше и внимательнее всматривался Растрелли в окружавшую его русскую жизнь, тем отчётливее выступали перед ним иные аспекты деятельности Петра. Он решил отказаться от пышного пьедестала, перегруженного аллегорическими фигурами.

В-третьих, памятник после смерти Петра оказался никому не нужен и не мог обрести своё место в городе. Его поставили под деревянным навесом у Троицкого моста и забыли о нём на многие годы.

Предполагалось установить статую либо перед зданием Двенадцати коллегий, либо на Дворцовой площади. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

Екатерина II подарила Г. А. Потёмкину ненужный монумент, но его не установили ни перед фасадом Таврического дворца, ни в дворцовом саду, а оставили у Троицкого моста, где он провёл ещё 18 лет.

В 1798 г. Павел I пожаловал статую Адмиралтейству с повелением установить ее в Кронштадте.

В-четвёртых, вдруг за одну ночь Павел успел передумать: он приказал архитектору В. Ф. Бренне поставить памятник на площади Коннетабля перед фасадом Михайловского ворца.

Казалось бы, судьба памятника наконец решена. Однако Павел I в конце того же 1799 г. изменил свои намерения и принял решение воздвигнуть перед дворцом статую А. В. Суворова, которая гармонировала бы с замыслом Бренны. Тут в дело вмешался случай: в 1800 году Суворов впал в немилость императора.

Итак, памятник Петру I дошёл до нас, пройдя через многие мытарства, в виде фрагмента: он лишён задуманного скульптором пьедестала и многочисленных аллегорических фигур.

На боковых стенах пьедестала помещены бронзовые барельефы — «Полтавская баталия» и «Взятие фрегатов при Гангуте». Задняя стенка украшена изображением военных трофеев, а на передней видна лаконичная надпись: «Прадеду правнук 1800».

Пётр изображен в одежде римского императора, поверх которой наброшена горностаевая мантия с вытканными на ней изображениями двуглавых орлов; в правой руке он держит маршальский жезл. Гордо выпрямившись и высоко подняв голову, всадник слегка натягивает узду, сдерживая мерную поступь коня.

Среди многочисленных легенд Михайловского замка есть легенда о тайном подземном ходе, ведущем якобы из спальни императора Павла под фундамент памятника Петру I.

3. Михайловский (Инженерный) замок.

Первую легенду, связанную с замком, слушаем, стоя у памятника Петру I. Отсюда хорошо видна надпись на фасаде здания.

Одна из многочисленных юродивых в самом конце XVIII века предрекала скорую гибель императору Павлу Петровичу, определяя, что количество лет его жизни будет равняться количеству букв в изречении над главными воротами замка.

В городе с суеверным страхом ждали наступления 1801 года, считали и пересчитывали буквы библейского изречения: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Эта золоченая надпись предназначалась для Исаакиевского собора, но укрепили её на фасаде Михайловского замка. По странному и необъяснимому совпадению количество букв равнялось количеству лет, прожитых Павлом I, — их было 47; в возрасте 47 лет император был убит.

Дальнейший рассказ о замке школьники слушают уже в его залах.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать