Пьеса Островского «Шутники» – психологическая характеристика зависимого человека

Пьеса Островского «Шутники», как и ряд других произведений драматурга, строится иа столкновении хозяев жизни и зависимых от них людей. Первым все позволено. Ограниченные и тупые, они стремятся подчеркнуть свое мнимое превосходство над окружающими. Развлечения их грубы и жестоки. Зная, например, в каком бедственном положении находится старик Оброшенов, молодые купчики Недоростков, Недоносков и Шилохвостов подбрасывают ему конверт с надписью «Со вложением шестидесяти тысяч банковыми билетами». Оброшенов, подобрав на улице конверт, радуется как дитя. Третья часть находки принадлежит ему по праву. Теперь он устроит счастье своих дочерей. И его собственная старость обеспечена. Но вместо денег он находит в конверте записку: «Не ганись за чужим дабром!» Разочарование так сильно, что Оброшенов слёг. Но что за дело до этого великовозрастным недорослям.

В пьесе дается тонкая психологическая характеристика зависимого человека. Автор раскрывает те сокровенные мотивы, которые заставляют Оброшенова играть роль шута. «Что я такое? Дрянной старичишка, никуда негодящий! Пускай смеются, коли им нравится, мне все равно. Они смеются, а я, как птица, в гнездо таскаю, прибираю свое гнездышко да детей кормлю. Для меня ты да Верочка на свете и людей-то, больше я и знать никого не хочу», — говорит он дочери.

Ради семьи, ради благополучия своих детей Оброшенов готов на любые унижения, «...как пошел я по делам ходить, спознался с богатыми купцами, там уж всякая амбиция пропала, — рассказывает он своей дочери. — Тому так потрафляй, другому этак. Тот тебе рыло сажей мажет, другой плясать заставляет, третий в пуху всего вываляет. Сначала самому не сладко было, а там и привык, и сам стал паясничать и людей стыдиться перестал. Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья сделалась».

Исполнявший эту роль на сцене Малого театра артист С. В. Шуйский глубоко раскрывал трагедию «исказившего себя» маленького человека. А. Ф. Кони писал о его игре: «Из роли жалкого шута-подьячего, переносящего всякие надругательства над своим человеческим достоинством, Шуйский создал почти трагический образ, покоряющий себе зрителя. Когда Оброшенов узнает из безграмотной записки, что с ним сыграна злая шутка, Шуйский перед словами текста «...о боже мой, как над мальчиком насмеялись!» прибавил свое «пошутили». Я до сих пор вижу его страдальческое лицо и слышу его трагический шепот! Он говорил это так, что мороз пробегал по спине и слёзы боли, негодования и жалости выступали на глазах»

Премьера пьесы в Малом театре состоялась в октябре 1864 года, а в 1865 году, очевидно под влиянием спектакля, И. М. Прянишников пишет одну из лучших своих картин «Шутники. Гостиный двор в Москве». Характерен этот подзаголовок картины, наподобие ремарки к пьесе, точно указывающей место действия. Художник ведет нас в цитадель московского купечества. Мрачное здание с обвалившейся штукатуркой. Массивные сундуки с купеческим товаром, привезенным на продажу. Холодные краски картины создают впечатление серого, непогожего дня.

Перед нами сценка из повседневной жизни. Купцы развлекаются. По их прихоти пляшет седой старик, очевидно, чиновник в отставке. Медаль на костюме свидетельствует о его долгой и беспорочной службе.

Богатые купцы держатся солидно, невозмутимо. Дебелая купчиха уселась, как в театре, и внимательно следит за даровым представлением. Приказчики откровенно потешаются над стариком, а какой-то забавник за его спиной высовывает язык и делает рожки.

Близость сюжетов пьесы и картины очевидна. Однако Прянишников создает несколько иной психологический тип, нежели Островский. Если Оброшенов уже привык к роли шута, то старик на картине явно стыдится своего унижения. Он опустил глаза. На его лице горечь, усталость и страдание.

Картина строится на резких контрастах. Измученное лицо старика, какие-то робкие, неуверенные движения — и упитанные лица купцов, спокойная важность их фигур. Тот же контраст и в одежде. Порыжевшее от времени пальто, грязновато-серого цвета помятые брюки чиновника и богатые шубы с пышными меховыми воротниками, цилиндры купцов, атласный салоп купчихи. Выразительны такие детали картины, как икона, ярко характеризующая лицемерную, ханжескую мораль купцов.

Так писатель и живописец, каждый своими средствами, показали положение в темном царстве обездоленного человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент