x x
menu

Первые произведения Крылова

Еще в Твери Крылов начал создавать свои первые литературные произведения, стал мечтать о том, чтобы стать писателем-профессионалом. Попытаемся представить, какие обстоятельства вызвали в нем эти стремления... Бывая в дворянских домах, юноша встречался 8 людьми, живо интересовавшимися литературой, много читавшими, пытавшимися писать. Здесь он, доставая книги, делился мыслями о прочитанном.

В губернаторском доме он смотрел любительские театральные представления. Ставились спектакли и организовывались концерты в зале «благородного собрания» и в дворянском училище. Пользуясь связями отца, юный Крылов мог бывать и там. В то время, когда Крылов жил в Твери, в семинарии и в училище припек было до полутора тысяч учащихся. У многих горожан дети учились в семинарии; огромное по тем временам учебное заведение привлекало на свои праздники «весь город», а выпущенные из стен семинарии воспитанники шли не только в духовенство, но и распределялись по канцеляриям и присутственным местам, становились учителями в частных домах, служили у богатых купцов, а иногда и сами занимались торговлей и ремеслами.

Встречался с ними повсюду и Крылов. Это общение накладывало на его интересы и симпатии демократический, «третьесословный» отпечаток. Не только в губернаторском и иных дворянских домах Крылов мог пользоваться библиотеками, знакомиться с новинками литературы и театра, но, по-видимому, и в семинарии.

Книжки ему могли давать и семинаристы; на вечера и семинарию его, конечно, водил отец, который бывал па них как представитель городской администрации. Семинария тогда старалась выделиться своей поэтической деятельностью и даже называла себя «Парнасом», «Геликоном». В ходу были так называемые «разговоры», носившие нередко сатирический характер. Несколько учащихся вели беседу по поводу того или иного общественного события или обсуждая какую-либо отвлеченную идею. Эти разговоры принимали характер театральных представлений.

Историк Тверской духовной семинарии сообщает, что «какой-либо торжественный акт, на котором были назначены «разговоры», был в то время своего рода торжеством для провинциальной публики и привлекал в духовные заведения столько публики, сколько только могли вместить стены актовой залы». Ученики семинарии перелагали рифмованными строками духовные псалмы, составляли оды официального характера, восхваляя поочередно своего ректора и императрицу» Но в их стихах была и более живая, творческая струя. Некоторые семинарские поэты подражали Ломоносову, восторгались силой человеческого разума, познающего и побеждающего природу, писали басни, сатирические рассуждения и диалоги, в которых подчас поднимались до критики социального строя. Некоторые из этих произведений, пройдя цензуру школьного начальства, читались на семинарских публичных актах и печатались в сборниках. А то, что нужно было прятать от глаз начальства, распространялось иначе.

Вот, например, отрывок из довольно дерзкого стихотворения, сочиненного студентом семинарии Федором Модестовым. Социально-обличительный характер стихотворения и «светскость» интересов его автора несомненны:

  • Если хочешь ты спокойно
  • Жизнь свою препроводить,
  • Постоянно, благостройно,
  • От напастей сохранить;
  • То с вельможами не знайся.
  • Вишен с их стола не ешь.
  • И в карете опасайся
  • С ними ехать; иди ими.
  • Хоть они сперва и греют
  • Дружеским тебя лучом,
  • смотри, рассвирепеют
  • неприятельским огнем,
  • Поднесут чашу яда,
  • Чашу смертные воды.
  • Ты пропал бедняк за гада.
  • Вот последствия беды!

И часто семинарские поэты выходили за пределы церковных тем. Вот, например, как один из преподавателей Московской духовной академии, ее ректор, Аполлон Байбаков в учебнике по стихосложению, предназначенном для всех семинарий и выдержавшем бесчисленное количество изданий (впервые он был напечатан в 1774 году), формулировал задачу создания сатир:

  • Сатира пишется не прозой, но стихами,
  • При остром замысле с пристойными словами,
  • Сокрытым образом должна порок ругать,
  • Бездельников, глупцов разумно исправлять.
  • И если вы теперь писать ее хотите,
  • Порочных за предмет в материю возьмите,
  • Коснитесь лености, браните долгой сон,
  • Сколь вреден он

Когда юноша Крылов жил в Твери, в Тверской семинарии учились, теории литературы как раз по пособию Байбакова, и с ним будущий поэт вряд ли не был знаком. Автор пособия не случайно требует от каждого семинариста — будущего «блюстителя нравственности»— уменья писать сатиры и собственно басни.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать