x x
menu

Переплетение фантастического и реального в балладе Й. В. Гете «Лесной король»

Цель:  углубить знания учеников о жанре баллады, показать переплетение реального, фантастического и морально-философского планов на примере баллады Й. В. Гете «Лесной король», проанализировать особенности композиции, образной системы, поэтического языка произведения, выяснить специфику разных переводов текста баллады; развивать навыки выразительного чтения, инсценирование, творческое воображение; воспитывать гармоничное отношение к природе.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебники, портреты Й. Гете, В. Жуковского, Ф. Шуберта, аудиозапись баллады Ф. Шуберта «Лесной царь», репродукция картины Г. Врубеля «Господин», опорная схема.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний. Эвокация.

1.         Литературный диктант.

Закончите предложение:

1.         Баллада - это...

2.         Балладе присущи такие признаки...

3.         Литературная баллада отличается от фольклорной тем, что...

4.         Литературные баллады писали...

2.         Проверка домашней задачи.

3.         Подготовка к восприятию учебной темы

Слово учителя. Одним из высочайших достижений жизни и наибольшей его тайной является природа. Она всегда неповторимая, прекрасная и загадочная. Нет более совершенных созданий, чем растения, животные, люди. Все это - мир, который окружает нас с детства. Но знаем ли мы его? Сознаем ли красоту и обворожительность природы? Какое наше место в этом удивительном мире?

Издавна люди склонялись перед явлениями природы. Стремясь разгадать их суть, они задумывались над своими отношениями с природой. Эти раздумья наших пращуров нашли отражение в разных мифах, легендах, сказках.

Великий немецкий литератор, искусствовед и философ Йоган Вольфганг Гете долго раздумывал над тем, что такое природа. Он глубоко изучал фольклор и увлекался идеей познания волшебной силы природы. Своеобразным ключом к мировосприятию поэта-мыслителя является небольшой этюд 35-летнего Гете под названием «Природа», слова из которого будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

«Природа! Мы ею окружены и охвачены непобедимо, нам не выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошено и неожиданно она захватывает нас в свой круговой танец и крутит нас, аж пока мы, обессиленные, не выпадаем из ее рук... Мы живем в ней, но чужие ей. Она вечно говорит с нами и не выдает своих тайн», - говорит Й. В. Гете.

Итак, природа всегда была для Гете источником вдохновения и большой загадкой, которая вечно влечет и забирает в плен душу человека. Вместе с писателем мы попробуем притронуться к таинственной силе природы, приблизиться к ее загадочной сути, разобравшись в содержании баллады Й. В. Гете «Лесной король».

II. Осознание содержания.

1.         Демонстрация портрета писателя.

Перед вами портрет Й. В. Гете, о котором его соотечественник Генрих Гейне сказал так: «Его внешность была так же значащей, как слово в его произведениях, и фигура была так же гармонической, светлой, радостной, благородной, пропорциональной, и по нему, как по античной статуе, можно было изучать греческое искусство. Глаза были спокойные, как взгляд божества. Время укрыло его голову снегом, но не смогло склонить ее. Он продолжал держать ее гордо и высоко, а когда говорил, то казалось, что ему дана возможность пальцем указывать небесным звездам путь, которым они должны двигаться...».

2.         Объявление темы и цели урока.

Слово учителя. С трагедией «Фауст» мы ознакомимся в 9 классе, а сегодня речь пойдет о балладе «Лесной король». Сначала она была написана как вставная песня к пьесе «Рыбак» по мотивам одноименной баллады. Гете вдохновила датская народная песня «Дочь короля эльфов», которая, в свою очередь, была написана на основе старонорвежской баллады «Танец эльфов». Сейчас вы послушаете ее в исполнении учеников вашего класса.

3. Сообщение о Й. В. Гете.

Ученики обрабатывают его с помощью метода «Пометки».

Во время обработки текста ученикам предлагается выделять информацию 3-х видов и делать на полях пометки. Выборочно информация зачитывается.

 Знакомая информация (это я уже знал).

 Новая информация (это для меня новое).

 Недостаточная информация (об этом хотелось бы узнать больше).

«28 августа 1749 года, в полдень, когда пробило двенадцать, я пришел на свет в Франкфурте-на-Майне...» - так Й. Гете начинает автобиографическую книгу. Родился он в семье юриста. Отец уделял большое внимание воспитанию детей. Под руководством домашних учителей мальчик выучил греческий, латинский, итальянский, французский и английский языки. Сызмала научился играть на музыкальных инструментах: флейте, виолончели и фортепиано. Увлекшись французской живописью, сам начинает рисовать. В 16 лет научился фехтовать, ездить верхом, танцевать. Хорошо ориентировался во всемирной истории. Но наибольшим увлечением с детства был театр и литература. Сочинять стихи начал из 10 лет! В 16 лет Гете поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Глубоко изучал фольклор и увлекался идеей познания природы. По следам средневековых философов он приходит к собственному пантеизму - веры в тождественность Бога с природой. В 26 лет Гете работал у Веймарского герцога, а также министром путей и военным министром. В Веймаре познакомился с Шиллером. Их дружба продолжалась более 10 лет. Здесь же было написано известнейшее произведение - «Фауст», которое стало итогом многолетних раздумий о мире и человеке.

4. Выразительное чтение народной баллады в исполнении учеников

  • Танец Эльфов (старонорвежская баллада) Господин Ольоф едет,
  • Подъехал на танец эльфов.  Эльф-Отец ему подает руки хлипкие:
  • «Господин Ольоф, идем, потанцуй с нами в круге!».
  • «Не могу, не хочу, времени нет,
  • Так как завтра утром свадьба моя».
  • Эльф-Мать ему подает руки хлипкие:
  • «Господин Ольоф, идем, потанцуй с нами в круге!».
  • «Не хочу, не могу, времени нет,
  • Так как завтра утром свадьба моя».
  • Эльф-Госпожа ему подает руки хлипкие:
  • «Господин Ольоф, идем, потанцуй с нами в круге!».
  • «Не могу, не хочу, времени нет,
  • Так как завтра утром свадьба моя».
  • А завтра молодая говорит:
  • «А кто сие так рано во все звоны звонит?».
  • Одна говорит: «Обычай, моя ты любовь, Звонит так молодой на прощание».
  • Другая говорит: «Правды ничто не скрыть: Господин Ольоф умер и на нарах лежит».
  • Утром, у Ольофа в доме три трупа лежали. Господин Ольоф, небрачная его молодая, и мать его, которую убила печаль.
  • Перевод И. Франко.

5.         Комментарий учителя.

Эльфы — это духи воздуха, воды, природы в мифологии германских народов. Считалось, что эльфы любят водить хороводы при лунном сиянии.

6.         Выразительное чтение баллады «Лесной король» в лицах

7.         Сопоставление литературной и фольклорной баллад.

 

•          Назовите общие и отличительные особенности литературной баллады «Лесной король» и фольклорной баллады «Танец эльфов». (Подобные сюжеты баллад, обе выражают суеверный страх человека перед таинственными, непознанными, вражескими силами природы. Но у Гете другие действующие лица, и гибнет только сын. Кроме того, Гете преодолевает мистичность, объясняя страх ребенка).

•          Какие из особенностей фольклора использует автор? Почему балладу Гете можно охарактеризовать как близкую к фольклорной? (Трехкратность: трижды обращается Лесной король к мальчику, а мальчик к отцу. Диалоги, риторические восклицания, повторы).

8.         Анализ содержания баллады.

•          Какая тема баллады Гете?

•          Как вы думаете, кем является Лесной король?

•          Почему, по вашему мнению, именно отец и сын являются главными действующими лицами баллады?

• Сравните их поведение. Почему представители разных поколений людей по-разному воспринимают природу? Что видит сын в ночном лесу? Какими реальными явлениями отец старается объяснить его видения? (Отец, обогащенный жизненным опытом, старается умно объяснить сыну видения, но сын полагается на свои ощущения и интуицию, т.е. внутреннее чувство).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать