x x
menu

«Перед тобой синеют без границы» (по творчеству А. А. Блока)

Поэтические традиции XX века зеркально отразились в лирике А. Блока. Он «заимствовал» образы, идеи у любимых им поэтов-классиков – у Пушкина, Лермонтова. А. А. Блок, бесспорно, – первый лирик своего времени.

Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота – это ранний А. А. Блок. Блок впервые в жизни испытал любовь к женщине, и это оказалось мощным стимулом творческого роста. Вместе с тем встреча с Садовской раскрыла уже определившиеся к этому времени какие-то важные особенности творческого мироощущения Блока. Он посвящает ей стихи, пишет ей «Ты», называет ее «Мое Божество», «моя лучезарная звезда, мой Бог, мое счастье и надежда», признается: «моя душа жаждет только тебя».

Блок почувствовал себя в романе с Садовской поэтом, но понял также и то, что «любовь» и «жизнь» для него несовместимы. Любовная драма и последующее прозрение здесь уже прочно вплетены в городской «пейзаж». Роман с Садовской открыл, пояснил Блоку много в нем самом. Поэтому к встрече и затем решительному объяснению с Любовью Дмитриевной Менделеевой Блок подошел сложившейся поэтической личностью, со своей художественной позицией по отношению к миру, людям, женщине. Появление в лирике Блока образа Царевны, «чистой Мадонны», которой суждено открыть поэту новые горизонты жизни, указать «путь из мрака к свету».

Этот идеальный образ, целиком неземной и отвлеченный, создавался на почве вполне земных и реальных впечатлений, получаемых, с одной стороны, от подходящего к концу романа с Садовской, с другой – от знакомства с Менделеевой. Возникший ранее в его творчестве образ неземной подруги, царевны, под воздействием впечатления, произведенного на поэта Любовью Дмитриевной, оформился и укрепился как образ Прекрасной Дамы, Произошло открытие новой большой темы, повлиявшее на творчество многих поэтов начала века. «Стихи о Прекрасной Даме» - явление, стоящее особняком в русской поэзии. Уже само название стоит вне традиции: Культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт.

Это высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о неземной любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира. Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней – событие, имеющее глубокий смысл, за ним – тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя.

Название «Стихи о Прекрасной Даме» – чужеродное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лугов, среди таинственной и прекрасной природы, расстилающейся за порогом шахматовского дома: русская лирика нерасторжима с русской природой. Прекрасная Дама – не только символ единства и гармонии. Она владеет тайной жизненного равновесия, скрытой от живущих на земле. Образ Царицы создавался на основе реальных земных впечатлений; это был путь, «снизу» «вверх», от «земного» к «неземному». Замкнутый внутри своего «я», лирический герой Блока жаждет освобождения, света, воли, – и эту свою жажду сопрягает с обликом «возлюбленной», «царицы», которой суждено открыть ему путь «из мрака к свету». Многое в юношеской лирике Блока условно и традиционно. Но основная коллизия найдена сразу, выражена отчетливо и не зависит от традиции. В «Стихах о Прекрасной Даме» она усложняется, образ «холодной богини» приобретает черты Прекрасной Дамы. Роли в «Стихах...» распределены точно и определенно: «она» – «царица чистоты», «он» – «раб», возносящий хвалу:

Перед Тобой синеют без границы Моря, поля, и горы, и леса... А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи... Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты...

Поэт оказывается не только героем лирического цикла, «рыцарем» Прекрасной Дамы, но и главным лицом сценического «действа». Таинственное проникновение в сущность мира и мироздания, чем и была для Блока любовь, дробится в стихах цикла на множество маленьких сцен, действий, составляющих одно большое «повествование». Внутренней динамикой обладает центральный образ цикла – образ Прекрасной Дамы. Он проделывает в своей эволюции сложный путь видоизменений: земной облик Л. Д. Менделеевой вызывает в памяти ассоциации с «героиней» юношеских стихов, чей образ в свою очередь разрастается в образ Прекрасной Дамы, но уже в соединении с представлением о живом человеке. В «Стихах...» лирический герой был введен как характер человека, находящегося во власти «злых законов времени». Над человеком как бы тяготеет «проклятие времени», которое и делает его средоточием мировых процессов. На фоне среди «знаков» – закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множество имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Света, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она – Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая. Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в неизмеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта. Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать... А хмурое небо низко – Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты – там.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздваивался. Начиналась страшная, никем не изжитая трагедия души. Прекрасная Дама покинула Блока - навсегда Она отошла «в поля без возврата». Единая направленность творчества – гимны той, всецелая погруженность в мечту – исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и влекущий. Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцал вдали тот образ, который так ярко и нежно светил. А. Блок – властитель душ читательских поколений XX века. Его творчество составляет важнейшую главу во всей истории любовной поэзии. Поэт является олицетворением многозвучного, многокрасочного и прекрасного мира любви и нежности.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать