Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле, с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир — это не только «страшный» мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды связан у Некрасова прежде всего с природой.
Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов…
Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено у Некрасова описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:
- Как молоком облитые,
- Стоят сады вишневые,
- Тихохонько шумят;
- Пригреты теплым солнышком,
- Шумят повеселелые
- Сосновые леса…
В пейзажной лирике Некрасова картины природы то подчеркивают страдания крестьянства, то контрастируют с гнетущими картинами жизни людей. В стихотворении «Железная дорога» прекрасны картины осени:
- Около леса, как в мягкой постели,
- Выспаться можно — покой и простор! —
- Листья поблекнуть еще не успели,
- Желты и свежи лежат, как ковер.
Пейзаж русской земли соответствует в поэзии Некрасова размаху русской ьдуши: та же безграничность, широта. Природа возвращает «гармонию жизни».
Лирика Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания.
В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины.
Однако личную судьбу, личные слезы Некрасов в своей поэзии смог слить с судьбой и слезами всего народа.