П. Г. Тычина «Не бывал ты в наших краях», «Рощи шумят»

Цель:          ознакомить учеников с поэзиями П. Г. Тычины, биографическими

сведениями; развивать навыки выразительного чтения поэтических произведений, эстетичного вкуса, абстрактного мышления, воссоздавать в воображении аналогичные картины природы, наблюдаемые в жизни; воспитывать любовь к родному краю, природе, поэтическому слову.

Почему, Почему, Почему, земля моя,

так дорога ты мне?..

К. Малицкая

Ход урока

За окном еще лежит снег, но кроткий лучи солнца, пробиваясь сквозь тучи, напоминают, что «встреча» зимы и лета уже состоялась и не пройдет много времени, как матушка-природа широко растворит двери, впустив в свои владения весну, а потом и лето, которые согреют землю теплом, окропят ее росяными дождями, вдохнут в нее силу. Весна принесет буйный цвет и щедро рассыплет его по освобожденной от снега земли... Лето наполнит воздух множеством пьянящего благоухания. И тогда... все вокруг заизобилует разноцветьем, многоголосием.

Оказавшись на лоне природы, едва ли кто из нас сможет оторвать взгляд от лугов, украшенных чудными цветковыми узорами, зеленеющего одеяния лесов, которые поражают богатством оттенков... И лишь только в лесу, идя по тропинке, душа переполняется какой-то загадочностью, таинственностью. Наверное, именно здесь нам хочется услышать, о чем разговаривают цветы, шепчутся деревья, поют в лесу «артисты»?.. Вы думаете, это невозможно? Ошибаетесь. Вот какой разговор удалось подслушать Павлу Тычине во время лесной прогулки. Возможно, такую картину ему удалось увидеть.

Прочтение поэзии «Хор лесных колокольчиков» учителем. (Дополнение 1).

 

Вас интересует, как это ему удалось? Ответ простой: нельзя любить свою Землю, смотря на нее равнодушными глазами. Чтобы понять мысль этого человека, познакомимся с ней ближе, попробуем вместе с ней ощутить душу природы, ее сущность.

I. Объявление темы и цели

Место, которое дало силу жить и создавать для П. Тычины, - Черниговщина, село Пески. Там, 27 января 1892 г., в многодетной семье он и родился. Детское общение с природой, впечатление от увиденного навсегда запечатлелись в памяти и помогли понять ее всей душой, всем сердцем. А привили ему эту любовь родители - добрые и сердечные люди. Это от матери он научился любить природу, родную песню. Сызмала у Павла оказался тонкий музыкальный слух, красивый голос. Находясь в Чернигове, пел в монастырском хоре. Совершенно играл на фортепиано, свирели, кларнеты, писал музыку. А еще он имел талант художника, особенно любил рисовать пейзажи. Все, что окружало его, оживало на бумаге - то ли с помощью красок и кисти, то ли красками слова, старалось сказать о себе музыкальными аккордами. Но особую силу имеет поэтическое слово - странное объединение мысли, чувство и фантазии.

•1.     Прочтение учителем поэзии «Рощи шумят». (Дополнение 2)

•2.     Беседа после прочтения произведения.

 

  • 1) Какая картина явилась перед вашими глазами? (Устное рисование.)
  • 2) В чем автор видит необыкновенную красоту? Подтвердить мысли цитатами из произведения.
  • 3) Какие зрительные и слуховые детали подбирает поэт? (Рощи шумят, звон гудит, тихий шепот трав, тучки бегут, неба край - как золото...)

II. Работа в группах

1. Определить художественные особенности произведения:

Первая группа: сравнение (купая меня, будто ласточку...)

Вторая группа: эпитеты (шепот трав нежайший...)

Третья группа: метафоры (мысли прядет, виднеется роща...) • А если бы вам пришлось передать красоту рощи, родной природы, о которой

говорил П. Тычина в вышеупомянутой поэзии, с помощью красок, то какие гаммы цветов преобладали бы на ваших рисунках? (Зеленый, голубой, желтый...)

 

 

  • Как вы думаете, что символизируют такие цвета? (Жизнь, тепло, мечтательность, нежность...).

 Показ ученических рисунков их рассмотрение (защита) (Дополнение 4)

 

•2.  Словарная мозаика. Подобрать к представленным словам глаголы, употребленные в переносном смысле: тучки, рощи, речушка.

•3.  Сделать партитуру текста (определение учениками длинных, коротких, средних пауз, темпа, тона чтения, логических ударений).

•4.  Коллективное чтение поэзии учителем и учениками.

•5.  Чтение поэзии «цепочкой» (по две строфы).

•6.  Литературная задача:

 

  • Кто отгадает? На полосках бумаги, которые составлены в ступеньки, написаны две строки поэзии П. Тычины.
  • Прочитайте строфу из поэзии «Рощи шумят», в которой основная нагрузка отведена цвету.

Гармоничное объединение человеческих чувств и красоты природы, мажорное настроение присущи этому произведению.

Эта поэзия надолго оставляет след в человеческой памяти. Композитор Г. Майборода сумел наполнить душу каждой поэтической строки музыкой..

•7.  Словарная работа. Мажор (франц.) - приподнятое - бодрое, радостное настроение.

•8.  Прослушивание песни «Рощи шумят» (сл. П. Тычины, муз. Г. Майбороды) в грамзаписи или в исполнении учеников. Наверное, не найдется человека, который забыл бы эти слова, мелодию, у которого

не возникло бы желание глубже познать мир образного слова П. Тычины. Конечно, многие художники воспевали и воспевают красоту родного края, его величие, но чтобы сравниться с П. Тычиной, который соединил в себе дар поэта, музыканта и художника одновременно, не каждый отважится. Поэтому, наверное, так высоко был оценен первый сборник поэта «Солнечные кларнеты», который увидел мир в 1918 году. Именно сейчас уместно зачитать воспоминание украинского поэта М. П. Бажана о поэзиях из этого шедевра, которые соединили в себе музыку Космоса и Земли, Неба и Человека как неотъемлемой частички Вселенной. «Никогда не забуду той бессонной ночи девятнадцатого года, когда мой друг принес мне книжку с густыми подсолнечниками на обложке. Мы с ним сидели в лесу при костре... И читали, и пьянели, и кричали от радости, наслаждаясь красотой украинского слова, которое с такой неслыханной нами до сих пор музыкальностью играло, пело, звенело, гремело, лилось со страниц незабываемой той книги».

Поэта зачаровывают звуки, движения, гармонично слаженные и прекрасные. Простой обычный вид будто оживает под пером художника. И это потому, что он обладает способностью по-своему видеть и ощущать мир, открывать в нем что-то новое, никем не виданное и не чувствуемое.

9. Прочтение поэзии «Не бывал ты в наших краях!» (Дополнение 3).

10. Беседа с учениками.

  • 1. Какой основной лейтмотив произведения? (Увлечение красотой родного края.)
  • 2. В какой форме построен стих? (Мысленный диалог с тем, кто не бывал в Украине.)
  • 3. В чем видит красоту родного края поэт? Подтвердить мысли строками из произведения. (Там же небо - голубые пространства... Там степи, там могилы, как горы...).
  • 4. Определить художественные особенности поэзии (Сравнение: могилы, как горы... эпитеты: голубые пространства...).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент