x x
menu

Особенности в характере Ричарда (по пьесам Шекспира)

Материал для уточнения особенностей в характере Ричарда дает история столкновения короля с Гонтом. В сцене изгнания Болингброка Ричард может показаться человеком, доступным живому чувству сострадания; видя скорбь в глазах Гонта, он сокращает срок изгнания для его сына. А в столкновении с самим Гонтом раскрывается новая черта в характере Ричарда - холодная эгоистическая жестокость. Единственная его реакция на известие о болезни Гонта - это с циничной откровенностью выраженная надежда на то, что Гонт умрет и Ричард сможет завладеть его имуществом:

  • О боже, лекаря его наставь,
  • Как старца поскорей свести в могилу.
  • На содержимое его казны
  • Мы сможем содержать своих солдат.
  • Спешим к нему! Но, с помощью господней,
  • Надеюсь, слишком поздно мы придем!

Эти слова не оставляют у зрителя сомнения в том, что и раньше Ричард с таким же холодным презрением мог распорядиться о казни другого своего дяди, Томаса Глостера.

Появление Ричарда перед умирающим Гонтом и его первая реплика, носящая оттенок дружеской простоты, прибавляют еще один штрих к портрету короля: оказывается, под маской внешней приязни к человеку Ричард лицемерно умеет таить надежду на его скорую гибель.

Эгоистическая жестокость и своеволие, которое Ричард проявляет в столкновении с Гонтом, становятся не только моральной, но и политической характеристикой короля. Захватывая владения Гонта, Ричард выступает как деспот, нарушающий установившийся порядок и не считающийся ни с тем, какое впечатление производят его поступки на окружающих, ни с тем, какие последствия они могут вызвать.

Ричард - носитель принципа фаворитизма. Вместо того, чтобы прислушиваться к советам таких мудрых и бескорыстных политиков, как, например, Гонт, юный король окружает себя развратниками, заботящимися лишь о собственной выгоде и не задумывающимися об интересах государства. Система фаворитизма оказывается одновременно и результатом и источником как моральной, так и политической неполноценности Ричарда, а осуждение этой системы в пьесе органически сливается с осуждением антипатриотической деятельности короля. Протест против фаворитизма как важнейшего общественного зла, звучащий в «Ричарде II» в полный голос, придавал хронике, созданной в последние годы правления Елизаветы, особую политическую актуальность.

Из этого, однако, нельзя делать поспешного вывода о том, что Шекспир считает Ричарда человеком, совершенно непригодным к политической деятельности. Целый ряд его поступков свидетельствует о противном. Так, изгоняя Моубрея и Бо-лингброка, Ричард берет с них клятву, что они не вступят в союз, направленный против него, - это шаг трезвого политика. Ричард обеспокоен приемами, которыми Болпнгброк пользуется при отъезде из Англии для того, чтобы заручиться симпатией народа. Не формулируя категорически свою мысль, Ричард все же рассматривает поведение Болпнгброка как далеко нацеленный политический шаг; не случайно, говоря о любезностях, которые расточал Болпнгброк простому люду, Ричард делает вывод, на первый взгляд неожиданный, но оказавшийся историческим пророчеством:

  • А он в ответ раскланялся учтиво:
  • «Спасибо вам, любезные друзья»,
  • Как если б нашей Англии наследник,
  • Надежда наших подданных он был.

Естественно возникает вопрос: почему, обладая несомненной политической проницательностью, Ричард с легкостью •совершает такой необдуманный поступок, каким была конфискация наследства Гонта - поступок, нарушающий установив-шийся порядок? Ведь Йорк, умоляя Ричарда отменить свое решение, заклинает его подумать о том, что и власть монарха зиждется на обычае, что сам Ричард - король лишь в силу права престолонаследия. Почему Ричард окружает себя фаворитами, что в глазах Шекспира - также нарушение естественных связей между монархом и подданными? Наблюдая первый этап эволюции Ричарда, зритель не получает еще ответа на этот важнейший вопрос. В процессе экспозиции Шекспир лишь раскрывает сложный и многогранный облик Ричарда II, причем отдельные черты, которыми наделен этот персонаж, не остаются мозаикой, а, сливаясь воедино, создают цельный художественный тип. Король в начале пьесы предстает одаренным молодым человеком, но развращенным властью до такой степени, что в его отношении к людям и стране в целом возобладали дурные стороны его натуры.

Второй этап в развитии образа Ричарда ознаменован переломом во всем строе его души. Подобные переломы происходили и с Ричардом III, и с королем Джоном; но в ранних пьесах Шекспир изображает не столько перелом как таковой, сколько результаты этого перелома. Л в «Ричарде II» Шекспир впервые рисует духовную трансформацию героя как постепенный процесс и делает аудиторию свидетелем этого процесса. К тому же кризис, переживаемый Ричардом, настолько глубок, что он бесповоротно меняет натуру героя.

Перерождение Ричарда происходит преимущественно во второй и третьей сценах третьего акта. Чтобы сделать перелом в душе Ричарда наиболее наглядным, Шекспир предваряет изображение самого перелома тем, что в начале второй сцены третьего акта Ричард раскрывает свое отношение к королевскому сану. До того зритель видел его поведение и мог отметить в нем черты неуравновешенного деспотизма, основанного на убеждении Ричарда в своей безнаказанности; теперь сам Ричард обнажает перед аудиторией истинные причины такого поведения:

  • Не смыть всем водам яростного моря
  • Святой елей с монаршего чела.
  • И не страшны тому людские козни,
  • Кого господь наместником поставил.
  • За каждого из тех, кто поднял сталь,
  • Поддавшись наущеньям Болингброка,
  • Противу нашей золотой короны,
  • Бог Ричарду даст ангела с мечом.
  • За правду бьется ангельская рать,
  • Злодеям перед ней не устоять.

Божественный характер происхождения и сущности королевской власти был той идеей, которая руководила Ричардом. На своей короне он видел отблески небесной благодати, и эти призрачные отблески настолько ослепляли его, что Ричард-король потерял способность трезво оценивать окружающую его реальность. Дальнейшая эволюция Ричарда - это по существу его постепенное прозрение. Уверенность Ричарда в своей безнаказанности подчеркивают реплики епископа Карлейля и Омерля во второй сцене третьего действия, где они советуют Ричарду не искушать небо и не отталкивать те средства, которые оно дает королю для защиты, иными словами, не медлить с выступлением против Болингброка. Даже союзники Ричарда, поддерживающие его на всем протяжении действия пьесы, способны на более трезвую оценку ситуации, чем сам король.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать