Шутливые песни - многочисленные по количеству и разнообразные по тематике - представляют значительный раздел украинской народной песенности, который издавна был отмечен фольклористами еще в середине прошлого века. М. Закревский подчеркнул, что в этих песнях видим «приволье для веселья, иронии, остроты украинца, без которых он не может жить. Эта веселость тем более привлекательная, что она неподдельная, естественная, а остроумие, будто искра, часто появляется неожиданно и с блеском».

В отличие от лирических песен о любви и семейной жизни, которые могут выполняться и в толпе и в одиночестве, шутливые нуждаются в аудитории, так как рассчитаны на соучастие, на то, чтобы острота, каламбур, шутка была услышана, утешил и развеселил слушателей. Шутливые песни часто выполняются как припевки к танцу.

От добродушного юмора до придирчивой насмешки - такой широкий диапазон настроений шутливых песен. Ирония просвечивается в самохарактеристиках: «Хотя я красивая, и лентяй...», «или я себе не хозяйка и не хозяйка - три дня дома не мела, мусор по колена»; в шутливых песнях постоянно звучит противопоставление бедных и богатых, щедрых и скупых, работящих и бездельников, скромных и хвастливых, примечательных и неловких, сообразительных и неумех, красивых и плохих на красу, причем выразительное преимущество предоставляется первым. Так создается коллективная мысль о  народной морали, этике и эстетике. Смеха боятся даже те, кто ничего не боится. Хотя смех не отбирает ни жизнь, ни имения, однако чувствует себя перед общественным смехом, по точному выражению Н. Гоголя, «как связанный заяц». Разве не таким «зайцем» чувствует себя жених-неудачник из известной песни, который боится отца, матери, собаки и даже мышей в доме своей девушки, из-за чего и получает «отказ», или «раззява», который «коня глядел - на нем был, коня глядел седого вплоть до рака белого». Иронией преисполнены песни о «несамокритичных» богатых дедах, которые сватаются к бедным девушкам, так же высмеиваются и богачки, которые «сидят дома с конями и волами», а убогие идут замуж «с черными бровями». В шутливых песнях показаны смешные стороны семейных взаимоотношений тещи и зятя, свекрови и невестки, мужа и жены, кумовей и т.п.

Древнейшие записи украинских шутливых песен находим в польских и русских спевках ХVІІ ст., немало записанных тогда песен дожило до наших дней. Песня «Ой под вишней, под черешней», которая звучит в пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка», известна еще из записей ХVІІІ ст.

Публикация шутливых песен (в сборнике М. Максимовича, В. Залесского, Жеготы Рафаэле) начинается в первой половине ХІХ ст. Шутливые песни – органическая составная часть украинской драматургии - комедий и водевилей,- были и остаются действующей воспитательной силой, высмеивая все, с чем не мирится народное представление о человеческом поведении, и тем самым утверждая морально-этические и эстетичные взгляды.

Теория литературы.

Коломыйка - жанр украинского народного устного творчества: короткая песня - рифмованный стих из двух строк, в каждой строке по 14 слогов.

Нередко используются как шутливые припевки к танцу.

  • Белая наседка-чубарочка по двору ходила,
  • За собой двадцать три курчаточки водила.

Пафос произведения - эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем рассказывается, отличается большой силой чувств (глубокое страстное чувство).