Особенность лермонтовского романа «Герой нашего времени»

Особенность  лермонтовского романа   вытекает,   по   мнению критика, из «глубокого знания»  автором  «человеческого сердца   и   современного   общества». В романе  «один герой  и  одна  основная  идея», которая  раскрывается  в   этом  герое,   отвечая      на    «важный    современный    вопрос о внутреннем человеке». Все другие  персонажи    (русские   воины,   черкесы, посетители вод), разнообразные наблюдения, впечатления,   описания   природы и  зарисовки быта, все сцепление этих разнородных элементов в  единое целое  осуществляется через   восприятие,   миросозерцание   «главного действующего лица» - Печорина.

Таким   образом,   понимание   лермонтовского романа, его идей,  содержания,  стиля теснейшим   образом  переплетается  с   трактовкой центрального для него образа Печорина. Оценка его личности является не частной    проблемой,   не   одним   из   вопросов в изучении романа,  она приобретает принципиально    важное,  первостепенное  значение.      Достаточно    малейшего    отклонения от этого центра, перемещения, например, Максима Максимыча на первый план (как выразителя народной точки зрения, якобы развенчивающего романтический образ Печорина), чтобы в романе все сместилось и он потерял смысл. Характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина. И всюду он остается верен себе в своей неприязни к среде. Пусть в разной степени, но все окружающие - чуждые ему люди. К одним он равнодушен, к другим питает жгучую ненависть, мелькает какое-то сочувствие, теплота, но редко, ненадолго. Он всегда одинок. Даже там, где, казалось, нет Печорина или он занимает незаметное место, постоянно ощущается его присутствие через повествователя-автора, через других действующих лиц.

Истолкование образов других действующих лиц романа безотносительно к Печорину приведет только к недоразумениям и путанице. Они, собственно, и даны только для того, чтобы разъяснить Печорина. Они составляют почву, среду, где действует он, подчинены основной цели: раскрытию личности героя в разных ситуациях, освещению ее разных граней. Каждое из действующих лиц, каждый эпизод (иногда, казалось бы, незначительные подробности) прибавляют новый штрих, новый оттенок к психологическому портрету Печорина.

В   образе   Печорина   Белинский   видел, с   одной стороны,   изображение   «современного героя», т. е. порождение времени, определенный   социально-психологический   тип, с другой - отражение личности автора. Эти два      аспекта    рассматривались    критиком в тесной зависимости друг от друга, Следовательно,   оценка   образа   Печорина  имеет принципиальное значение не только для понимания основной идеи романа, но и личности Лермонтова. Крепкие    нити,  связывающие  Печорина и его автора, были замечены еще при первом   появлении   романа.   Пусть нет тождества    между    ними.     «Герой   нашего   времени» - не   автобиографическое   произведение. Пусть на протяжении всего повествования      сохраняется    известное    расстояние между поэтом и героем, все же они духовно сродни и во многом объясняют друг друга. Печорин  и  Лермонтов   совпадают  в   самом существенном: в жизненной позиции и характере видения мира.

Много дали Белинскому личные встречи с Лермонтовым. О встрече в Пятигорске летом 1837 года сохранились сведения в воспоминаниях Н. М. Сатина. Известно, что эта первая встреча не сблизила их.  Эти строки следует воспринимать с учетов шутливого тона дружеского послания, где некоторые моменты передаются в намеренно утрированном виде. Тем не менее нее, что говорится в этом письме, имеет принципиально важное значение для правильного понимания соотношения между личностью поэта и героем его романа. Белинский, подводя итог общему впечатлению от встречи с Лермонтовым, писал: «Печорин это он сам, как есть». Отсюда можно заключить: суждения критика о Лермонтове в той или иной степени характеризуют и Печорина. Князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот» выглядит «странным» для окружающих потому, что он по своим нравственным качествам стоит На голову выше их. Он в сознании окружающих «идиот» только потому, что нисколько не похож на них.

Такой же Печорин. Он «странен» потому, что непонятен. Живет не тем, чем живут другие. Глубины его духовной жизни непостижимы для «добрейшего» Максима Максимыча. Он странен не только для Грушницкого, Бэлы, княжны Мери, но даже и для Веры, которая лучше других, за исключением доктора Вёрнера, чувствовала необыкновенность, сил и обаяние натуры Печорина. Не приходится сомневаться в том, что и Печорин принадлежит к высшим натурам «с мощной и благородной душой». Обладая редкой способностью самоанализа, он умеет прямо и смело держать ответ перед своей совестью, осуждать свои слабости и заблуждения, чинить суровый суд над самим собой. К этому следует добавить, что Печорин в стремлении быть предельно искренним в своей исповеди, как отмечал Белинский, «не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые  естественные  свои движения».

Близость Печорина к Онегину еще более подчеркивается Белинским, когда он в поисках общих закономерностей пытается переносить проблему из психологической сферы в область социологии. «Этот роман, - писал критик о «Герое нашего времени», - не злая ирония, - хотя и очень легко может быть принят за иронию; это один из тех романов. В которых отразился век, И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом».

Белинский, взяв под защиту людей типа Онегина от нападок Булгарина, поставил проблему личности и среды, проблему отражения исторических обстоятельств в «современном человеке». Онегин «представитель своего века, как бы он ни был дурен, не может быть дурен, потому что нет дурных веков, и ни один век не хуже и не лучше другого, потому что он есть необходимый момент в развитии человечества или общества».



Портретная характеристика персонажей