Единой мысли относительно происхождения слова «коляда» нет. Много исследователей склонны считать, что оно происходит от латинского слова Calenda, что означает праздник нового года. Существует также мысль, что слово «коляда» связано с именем языческого божества Коляды, которое олицетворяло рождение Солнца в созвездии Водолея.

Колядками называются поэтически-песенные произведения, которые выполняются во время и по случаю празднования Коляды, которыми сопровождаются магически-ритуальные рождественские действия. Традиционно композиция колядки простая. Она состоит из запевания, собственно колядки, припева и поколяды.

Колядовали на Рождество дети, ходили по дворам с самодельной звездой, иногда - в сопровождении переодетых Маланки, козы, медведя, солдата. Если их приглашали в дом, они разыгрывали сценки из народного спектакля, который первоначально преследовал ту же цель, что и песни - сохранить благосостояние в хозяйстве («Где коза ходит, там рожь родит, где коза ногой, там рожь копной, где коза рогом, там рожь стогом»), а позже стали праздничным развлечением. Собранные во время колядования подарки составляли угощение на общем ужине молодежи.

Будучи произведениями языческими, с принятием христианства колядки очень медленно добавляли библейско-христианские элементы, которые в течение длительного времени внедрялись в давние тексты. Со временем названия языческих божеств стали заменяться христианскими.

С утверждением христианства церковь, борясь против идолопоклонения, старалась искоренить языческие праздники календарной обрядности, поэтому христиане решили в противоположность языческим оргиям праздновать христианские торжества в те же дни. Зимний цикл стал величанием рождения Иисуса Христа. Поэтому со временем колядки пополнились апокрифическими мотивами о Христе, Деве Марии, Петра и Павла. Поскольку довольно длительное время после принятия христианства на наших землях Библия была малодоступной простым неграмотным людям, то народ составлял произведения, в которых отображал свое видение библейских образов и мотивов, которое нередко сохраняло языческие представления и не соответствовало текстам Святого Письма, а иногда и полностью противоречило им. Сюжетами, образами и тематикой апокрифические колядки приближены к народным апокрифическим легендам, которые широко бытовали в ранний период христианства и время двуверования. Такой, в частности, является колядка «Добрый вечер тебе, господин хозяин», где дохристианская поэтика и образность (например, мотивы гостей у хозяина; образы хлеба, зерна, праздничного стола) соединились с отдельными христианскими вкраплениями, упоминания о церковных праздниках - с языческими праздниками.

Щедривки.

В отличие от колядок, которые первоначально сопровождали магическое языческое действо, связанное с рождением Вселенной и божества солнца Коляды, щедривки являются словесно-песенной частью другого праздника - Нового года, связанного с величанием месяца. Месяц занимал важное место в культовой системе праславян, которые, и наблюдя его связь с водой, усматривали его незаурядную роль в выращивании урожая. Поэтому праздник, целью которого было умолить духов неба и земли оказывать содействие в хозяйстве, получил название Щедрого вечера. Отсюда и походит название произведений, которые выполнялись в это время - щедривки.

Щедрый вечер для наших предков тоже был обрядовой поэзией, которая часто называлась Маланкой. Маланка - дочь богини Лады и воплощение плодородной влаги, необходимой для отборного урожая. В этом проявлялась ее связь с луной. Мистические процессии, которые осуществлялись в этот день, значительно отличались от рождественских. Они назывались «вождение Маланки». Здесь главную роль выполняла, как правило, красивейший девушка, которую водили от дома к дому, желая благосостояния и удачи в хозяйстве и на поле. Среди переодетых персонажей обязательными были Маланка, украшенная цветами, со звездой в голове, которая шла в сопровождении нескольких девушек с деревцем; Луна (Василий), одетый как крестьянин-пахарь с серпом в руке (знак месяца); король, одетый, как охотник, в окружении ребят-плугарей, которые имели вола, запряженного в плуг; дед Змей с длинной зеленой или белой бородой, опоясанный гадюками и др. Эта мистерия отображала мифологические верования и представление давних славян о зиме, наступлении весны, а затем - новой работы на поле, весенне-летних игрищ в лесах.

После восхваления Маланки, которое происходило в каждом дворе, возвеличивались члены семьи - хозяин, хозяйка, их взрослые или маленькие дети. При этом выполнялись отдельные щедривки для каждого. Ими возвеличивали работу, желали благосостоянию для всей семьи. Среди величальных щедровок можно выделить такие же тематические группы, как и среди колядок.

В народных произведениях, приуроченных к празднованию Щедрого вечера, часто встречается образ пирогов, которые считались жертвенным кушаньем этого праздника, что символизировало новорожденный месяц. Они были обязательным выкупом для персонажей драматизированного действа, что четко зафиксировалось во многих текстах:

«Кугу, кугу! Выносите по пирогу. А не дадите пирога, потащим дом за рога!» или «Щедрик - ведрик , дайте вареник!».

Важной особенностью щедровок является то, что они, даже значительно видоизменив и потеряв драматическое начало, как правило, выполняются только девушками или женщинами, реже - детьми и почти никогда - мужчинами.

В этом проявляются не только элементы матриархального устройства, а и ударение на женском начале этого праздника. Щедрый вечер был перед днем другого праздника, связанный с культом плуга - Нового года или Дривиного (Дедового) дня. Мистерии, которые происходили в ночь накануне, завершались общими ворожениями мужской и женской общин.

Особенности праздника Николая

Это - веселый народный праздник. Когда-то хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали наилучших коней в «козырьки» и с песнями и веселыми восклицаниями ездили вокруг села - «так как же надо знать, скользкий ли снег в этом году выпал!».

Кто первым придет утром к дому, тот будет первым «полазником». На Подолье «полазами» считается четыре дня в году: Введение Николая, Анны и Рождество или Новый год - четвертый и последний «полаз». Плохо, если в те дни кто другой - не хозяин - перейдет через двор первым. Каждый хозяин встает в этот день раньше, чем обычно, и идет дать скоту есть. Придя в хлев, приветствует скот словами:

«Дай, Бог, добрый день, чтобы худоба здоровая была да и я с тобой еще и со своей женой!».

В народных легендах и пересказах Святой Николай защищает людей перед стихийным бедствием, а больше всего - на воде. Все одесские рыбаки в своих шалашах имели образ святого Николая. Выходя в море на промысел, рыбаки брали с собой образ Святого Чудотворца.

На Харьковщине записана такая легенда о Святом Николае:

«Святой Николай-Чудотворец на небе не сидит, а здесь на земле, людям помогает. Не то, что Касьян - за барича оделся и к Богу пошел жаловаться на людей: «Они, - говорит, - Николая уважают, почитают, в чесь его церкви строят, а меня и не упоминают».

Бог выслушал Касьяна да и говорит ангелам:

- Позовите мне святого Николая. Скажите, чтобы сейчас пришел!

- Нет его на небе, - говорят ангелы.

- А где же он?

- Пошел на Черное море людей спасать!

- Подожди, - говорит Бог Касьяну, - Николай придет, тогда поговорим! Спустя некоторое время Бог снова посылает ангелов за Святым Николаем.

- Нет его, - говорят ангелы, - на земле людей от пожара спасает! В третий раз посылает Бог ангелов за Святым Николаем.

- Нет его, - говорят ангелы, - он кандалы разбивает, казаков из турецкой неволи освобождает.

Аж в четвертый раз появился Святой Николай перед Богом: в старой свите, веревкой подпоясанный, сапоги в болоте и руки в грязи.

- Где ты был? - спросил Бог, а Святой Николай ему отвечает:

- Помогал мужику телеги из топи вытянуть!

- Вот видишь, - говорит Бог Касьяну, - за что его люди уважают. Он на небе не сидит, на земле дело делает, а ты господином оделся и здесь, на небе, уголки обтираешь. Иди прочь от меня!... Будут тебя люди бояться, но не будут уважать».

Из других народных рассказов значит, что Святой Николай-Чудотворец опекается не только людьми, а и диким зверем. В Галиции Святой Николай раздает детям подарки.